5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Преподавание клинической фармакологии проводится на 6 курсе педиатрическо-
го факультета. По программе предусмотрено 10 лекций (20 часов) и 8 практических
занятий (43 часа).
Студенты изучают клинико-фармакологическую характеристику основных
групп лекарственных препаратов, применяемых при патологии детей раннего и
старшего возраста, в том числе у новорождённых, а также вопросы рациональной
фармакотерапии наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста.
Цель:
выработать у студентов алгоритм эффективного и безопасного выбора ле-
карственных средств для проведения современной индивидуализированной фарма-
котерапии у детей с различными патологическими состояниями.
Студент должен знать:
1. Фармакодинамику основных групп лекарственных средств.
2. Основные фармакокинетические параметры, методы их оценки и динамику
при различной патологии в зависимости от возраста детей. Значение фармакокине-
тики для выбора лекарственных средств и определения режима их дозирования.
3. Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и
мониторного наблюдения за концентрацией лекарственных средств.
4. Особенности дозирования лекарственных средств в зависимости от возраста,
характера заболевания и функционального состояния организма больного.
5. Основные виды взаимодействия лекарственных средств.
6. Методы оценки объективизации эффекта, клинической эффективности и
безопасности применения основных групп лекарственных средств.
7. Основные побочные проявления при назначении наиболее распространен-
ных лекарственных средств, способы профилактики и коррекции побочных эффек-
тов.
Студент должен уметь:
1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс за-
дач, связанных с взаимоотношениями врача и больного.
2. Выделить ведущие патологические симптомы и синдромы у больного, требу-
ющие фармакотерапевтической коррекции, в том числе и неотложной терапии.
3. Учитывать сопутствующую патологию у больного при назначении лекар-
ственной терапии.
4. Определить показания и противопоказания к назначению тех или иных фарма-
кологических групп и конкретных лекарственных препаратов.
5. Проводить адекватный выбор и назначать наиболее эффективные и безопас-
ные лекарственные средства.
6. Определять оптимальный режим дозирования с учетом функциональ-
ного состояния органов выделения; выбирать лекарственную форму препарата,
дозу, кратность и длительность введения лекарственных средств.