Untitled-2 finished.indd

гиттальное положение, нарушается способность к рисова­ нию. Наблюдается при поражении задних отделов теменных долей головного мозга, в особенности в доминантном полу­ шарии. 2.4. Нейропсихологическое исследование нарушений речи Исследование спонтанной и диалоговой речи. Испы­ туемому задают ряд вопросов, касающихся его обыден­ ной жизни и предусматривающих как односложные («да», «нет», «хорошо», «плохо»), так и развернутые ответы. От­ мечаются способность испытуемого понимать обращенные к нему вопросы, поддерживать диалог, наличие эхолалий, персевераций, быстрота ответов. Исследование автоматизированной речи. Испытуемо­ го просят проговорить числовой ряд (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20), перечислить по порядку дни недели, месяцы года. Учитываются плавность воспроизведения автоматизирован­ ных рядов, наличие пропусков, персевераций, парафазий. Исследование монологической речи. Испытуемого про­ сят воспроизвести короткий рассказ вслух после прочтения его экспериментатором, составить рассказ по сюжетной кар­ тине и по серии картинок (прил. 1, рис. 6 - 7). Обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранена нужная последовательность по­ вествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа, возможность воспроизведения рассказа без наводя­ щих вопросов, наличие аграмматизмов и парафазий. Исследование отраженной речи. Испытуемого просят повторить изолированные гласные и согласные звуки, слоги- триграммы (лив, кет, бун, шом, тал, гис), серии трехслож­ ных гласных звуков (аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо), серии оппо­ зиционных слогов (ба-па, па-ба, ка-ха, са-за), серии близких

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy