Untitled-2 finished.indd

чения предметов. Обычно таким больным помогает под­ сказка первого слога из названия подсказываемого пред­ мета. Наиболее грубые затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картинкам, пересказ простого и короткого текста. Локализация очага поражения - преимущественно в среднезадних отделах височной доли доминантного полу­ шария. При семантической афазии центральным дефектом является нарушение понимания логико-грамматических конструкций. Больные не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространствен­ ные взаимоотношения между объектами (над, под, около, между и т.д.), временные отношения (до, после), конструк­ ции родительного падежа (отец брата и брат отца), инвер­ тированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли. Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Спонтанная и диалогическая речь у больных необедненная, произно­ сительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная и отраженная речь также не страда­ ют. Всех больных затрудняет ориентировка по географи­ ческой карте и задание поставить определенное время на макете часов. Преимущественная локализация очагов по­ ражения при семантической афазии - область надкраевой извилины теменной доли доминантного полушария. 2.5. Нейропсихологическое исследование нарушений письма Испытуемому предлагаются следующие задания: спи­ сать с образца несколько коротких фраз, написать под дик­ товку отдельные буквы, слоги, слова и, наконец, фразы, на­ писать собственные фамилию, имя и отчество, домашний

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy