Untitled-2 finished.indd

узнавать предметы на ощупь при отсутствии нарушений чувствительности (тактильной и проприоцептивной). Раз­ личают тактильную предметную агнозию, состоящую в нарушении определения на ощупь величины, формы пред­ мета и его функционального назначения, и тактильную аг­ нозию текстуры объекта, характеризующуюся неспособ­ ностью определить путем ощупывания качество материала, характер поверхности предмета, его плотность. Нарушения тактильного гнозиса наиболее часто возникают при дву­ стороннем поражении средних и верхних отделов задней центральной извилины. Существуют также данные о воз­ можности их возникновения при поражениях в области надкраевой извилины теменной доли доминантного полу­ шария и мозолистого тела. Нейропсихологическое исследование нарушений схе­ мы тела. Испытуемому предлагают показать части собствен­ ного тела (например, левую руку, правую ногу, различные пальцы рук, части лица), а также части тела экспериментато­ ра, в т. ч., когда он находится в позе, затрудняющей опозна­ ние частей его тела (например, показать правую руку экспе­ риментатора, скрестившего руки на груди, или правую ногу экспериментатора, сидящего в позе «нога на ногу»). Прово­ дятся пробы Хеда: испытуемый должен коснуться левой рукой правого уха, а правой рукой - левого уха, сначала по вербальному заданию, а затем по зрительному примеру экс­ периментатора. Кроме того, предлагается повторить за экс­ периментатором определенные положения кистей рук по отношению друг к другу (например, кисти располагаются перпендикулярно друг другу), положения пальцев рук (на­ пример, жесты «о'кей», «кукиш» и т.п.). При наличии у ис­ пытуемого объективных двигательных нарушений (парезов, параличей) ему предлагается показать, какая конечность (конечности) у него парализованы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy