31
Тема № 8 АНЕМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ. ДЕФИЦИТНЫЕ АНЕМИИ: КЛИНИЧЕСКАЯ
КАРТИНА, ДИАГНОСТИКА ЛЕЧЕНИЕ. ПРОФИЛАКТИКА ЖДА. ТАКТИКА УЧАСТ-
КОВОГО ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СИНДРОМА АНЕМИИ
Введение.
Анемия
– клинико-лабораторный синдром, обусловленный снижением коли-
чества гемоглобина и эритроцитов в единице объема крови.
Актуальность вопроса определяется широкой распространенностью проблемы
(по данным литературы частота только железодефицитной анемии в популяции
составляет порядка 15-20%). Так как
любая анемия сопровождается развитием
кислородного голодания тканей
, то ее коррекция у детей, подростков, женщин
детородного возраста, пожилых людей, составляющих основную массу лиц с син-
дромом анемии, приобретает особое значение. Социальное и медицинское значе-
ние определяется с одной стороны существенным снижением качества жизни у
данной категории населения, с другой стороны, сформировавшимся мнением, да-
же у врачей, как к неопасному состоянию. Последнее определяет недостаточно
активные действия врачей и самого пациента к устранению причины и (или) кор-
рекции синдрома анемии, закрепляя тем самым представление, что ряд жалоб па-
циента: слабость, снижение физической и умственной работоспособности, внима-
ния, памяти, сонливость, мелькание мушек перед глазами – с определенного воз-
раста является неотъемлемым «спутником» жизни. В то же время, анемия не ред-
ко бывает первым синдромом, на который может обратить внимание пациент и
врач, при развитии серьезной патологии (заболевания почек, хроническая свинцо-
вая интоксикация, системные заболевания соединительной ткани, заболевания ау-
тоиммунной природы, онкологическая патология).
Цели занятия:
1. Вы должны знать основные дифференциально-диагностические критерии ане-
мического синдрома.
2. Вы должны уметь принять больного с синдромом анемии: собрать анамнез,
провести физическое обследование, назначить необходимый комплекс лабора-
торно-инструментальных методов; провести дифференциальный диагноз, ока-