3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений медицинской науки и прак-
тики следует считать лечение детей с болезнями, приводящими
к ограничению их жизненных и социальных функций. Создание
оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в раз-
витии ребенка, воспитания, обучения, его социально-трудовой
адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших
задач любого государства. В условиях низкой рождаемости и ро-
ста частоты врожденной патологии одной из актуальных проблем
отечественного здравоохранения является реабилитация детей с
пороками развития, главная цель которой – предотвращение инва-
лидизации и снижение сроков пребывания детей на инвалидности.
Врожденная и наследственная челюстно-лицевая патология вклю-
чена в состояния, приводящие к частичному ограничению жизне-
деятельности и социальной дезадаптации ребенка при прогнози-
руемой возможности полного или частичного восстановления на-
рушенных функций.
Врожденные пороки развития челюстно-лицевой системы
встречаются у всех наций и народностей, но с различной часто-
той. Ежегодно в России рождается около 30 тысяч детей с врож-
денными и наследственными заболеваниями. Врожденные рас-
щелины верхней губы и нёба занимают третье место в структуре
врожденных аномалий. Частота рождения детей с данной патоло-
гией в различных регионах России колеблется от 1:500 до 1:2000
новорожденных (С.И. Блохина и соавт., 1999; А.А. Кулаков и со-
авт., 2007; Маг.Ш. Мустафаев и соавт., 2009). К наиболее распро-
страненным врожденным порокам развития относится врожден-
ная челюстно-лицевая патология, 90% случаев которой составля-
ют расщелины верхней губы и нёба (РГН), занимающие в структу-
ре антенатальной патологии второе место.
Тяжесть порока развития лица определяется выраженными
функциональными нарушениями, конфликтной напряженностью
и негативным психологическим фоном в семье. Наличие расщели-
ны обусловливает ряд соматических расстройств, приводящих к
нарушению роста и развития детского организма.