37
го сохранять молоко для сцеживания и кормления ребенка
даже при смешанном вскармливании. С возрастом у ребен-
ка развиваются механизмы адаптации и вероятность аспира-
ции уменьшается.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Тренировку речи начинают в раннем возрасте (1–2 года)
до появления осознанной речи, пока еще не установились
патологические навыки, связанные с расщелиной нёба. За-
нятия сводятся к подбору игр и упражнений, укрепляющих
дыхательную систему и приучающих детей глубоко ды-
шать. В период формирования речи, начиная с 4–5 лет, ло-
гопед занимается с ребенком непосредственно, приучая его
к сознательным речевым движениям.
Лечение заключается в тренировке речевого выдоха, фи-
зическом развитии органов речи и выработке правильной
речевой артикуляции. Систематически проводимая доопера-
ционная речевая терапия позволяет добиться больших успе-
хов у больных с любой формой расщелины, не применяя об-
тураторы или какие-либо ортопедические аппараты. Таким
детям после операции необходимо закрепление приобретен-
ных речевых навыков, что сокращает длительность сроков
обучения.
Для ребенка важен не только хороший уход, но и пра-
вильное речевое общение с первых недель жизни. Своевре-
менное и правильное формирование речевых и интеллекту-
альных навыков способствует их развитию. Особенно важно
это и для детей первого года жизни. При расщелинах губы и
нёба звуки приобретают носовой (назальный) оттенок, кото-
рый грубо нарушает внятность речи. В большинстве случаев
страдает не только звуковая сторона речи, а имеется более