38
глубокое системное нарушение всех ее компонентов. Поэто-
му необходимы длительные занятия с логопедом как до опе-
рации, так и после нее.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Основной целью психологической помощи можно счи-
тать содействие психологическому здоровью, образователь-
ным интересам и раскрытию личности, в том числе в соци-
альном аспекте, а также коррекцию разного рода затрудне-
ний в ее развитии.
В самом общем виде диагностическую, консультативную
и коррекционную работу с больными необходимо вести на
пяти важнейших уровнях (Е.И. Рогов, 1998):
1) психофизиологическом, показывающем сформирован-
ность компонентов, составляющих физиологическую и пси-
хофизиологическую основу всех систем развивающегося
организма;
2) индивидуально-психологическом, определяющем раз-
витие основных психологических систем (познавательной,
эмоциональной, мыслительной, речевой) ребенка;
3) личностном, выражающем специфические особенно-
сти ребенка как единой системы, его отличие от других, в
том числе здоровых детей, находящихся на данном этапе
развития;
4) межличностном, показывающем особенности взаимо-
действия развивающегося ребенка как целостной системы с
другими детьми и их объединениями;
5) социальном, определяющем формы взаимодействия
субъекта с более широкими социальными объединениями и
обществом в целом.
В систему психологической службы должны быть вклю-
чены различные виды работ с медперсоналом (совместные