39
комплексные исследования, консультации, семинары, ин-
дивидуальные занятия и т.д.), направленные на повыше-
ние психологической компетентности. Необходимость этой
формы работы вызвана стремлением избежать превращения
психологической службы в «скорую помощь» или «стол за-
казов», выполняющие только порученные задания, чтобы
психолог мог владеть психологической ситуацией.
При рождении ребенка с расщелиной верхней губы и
нёба возможно нарушение правильного развития мышц,
участвующих в произношении звуков, а также часто страда-
ет слаженная работа всего артикуляционного аппарата. Кро-
ме того, в более старшем возрасте наличие косметического
дефекта на лице приводит к затруднению общения в коллек-
тиве и появлению различных неврозов (неправильное пове-
дение, излишняя раздражительность, расстройство сна, заи-
кание). Из-за недоразвития речи, а иногда и вследствие сни-
жения слуха у детей часто развивается застенчивость, неу-
веренность в себе. У некоторых детей уже в 3–4 года появ-
ляется чувство неполноценности. Одни дети становятся зам-
кнутыми, плаксивыми, другие – наоборот, очень раздражи-
тельными, агрессивными. Неврозы у детей возникают также
в трудной жизненной ситуации: в новом коллективе, на экза-
менах. Чаще всего дети в связи с недоразвитием речи имеют
задержку интеллектуального развития. Вследствие затруд-
ненного речевого общения со сверстниками и окружающи-
ми у ребенка ограничен общий запас знаний, страдает па-
мять, в начальный период обучения может быть затруднено
овладение чтением, письмом или математикой.
Для предупреждения психических нарушений необхо-
димо внимательно следить за здоровьем ребенка, его физи-
ческим развитием, правильно воспитывать его в семье, из-