Table of Contents Table of Contents
Previous Page  39 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 60 Next Page
Page Background

39

комплексные исследования, консультации, семинары, ин-

дивидуальные занятия и т.д.), направленные на повыше-

ние психологической компетентности. Необходимость этой

формы работы вызвана стремлением избежать превращения

психологической службы в «скорую помощь» или «стол за-

казов», выполняющие только порученные задания, чтобы

психолог мог владеть психологической ситуацией.

При рождении ребенка с расщелиной верхней губы и

нёба возможно нарушение правильного развития мышц,

участвующих в произношении звуков, а также часто страда-

ет слаженная работа всего артикуляционного аппарата. Кро-

ме того, в более старшем возрасте наличие косметического

дефекта на лице приводит к затруднению общения в коллек-

тиве и появлению различных неврозов (неправильное пове-

дение, излишняя раздражительность, расстройство сна, заи-

кание). Из-за недоразвития речи, а иногда и вследствие сни-

жения слуха у детей часто развивается застенчивость, неу-

веренность в себе. У некоторых детей уже в 3–4 года появ-

ляется чувство неполноценности. Одни дети становятся зам-

кнутыми, плаксивыми, другие – наоборот, очень раздражи-

тельными, агрессивными. Неврозы у детей возникают также

в трудной жизненной ситуации: в новом коллективе, на экза-

менах. Чаще всего дети в связи с недоразвитием речи имеют

задержку интеллектуального развития. Вследствие затруд-

ненного речевого общения со сверстниками и окружающи-

ми у ребенка ограничен общий запас знаний, страдает па-

мять, в начальный период обучения может быть затруднено

овладение чтением, письмом или математикой.

Для предупреждения психических нарушений необхо-

димо внимательно следить за здоровьем ребенка, его физи-

ческим развитием, правильно воспитывать его в семье, из-