6
• постановка правильной речи путем тренировки внеш-
него дыхания и развития правильной речевой артикуляции;
• обеспечение нормального общего физического разви-
тия организма ребенка в целом (своевременная стоматоло-
гическая и оториноларингологическая санация, общеукре-
пляющее лечение и др.).
Диспансерное наблюдение должно начинаться с момента
рождения ребенка и продолжаться до 14–15 лет. Выполне-
ние перечисленных задач осуществляется группой специа-
листов. Работа их должна быть организована в одном лечеб-
ном учреждении и проводиться как единое целое. Длитель-
ный период времени два вида лечения — хирургическое и
ортодонтическое — существовали независимо друг от дру-
га. В настоящее время стала совершенно очевидной необхо-
димость объединения усилий хирурга и ортодонта при ин-
дивидуальном планировании лечения ребенка.
С учетом основных задач диспансеризации большое зна-
чение приобретает система построения алгоритма, который
открывал бы возможности не только диагностировать на
ранних стадиях имеющуюся челюстно-лицевую патологию,
но и выявить факторы риска, способные повысить вероят-
ность её возникновения, и создать рациональную модель
комплексной реабилитации. Такой подход позволяет сокра-
тить период дезадаптации ребенка, уменьшить «груз» инва-
лидности, создать с раннего возраста равные условия ребен-
ку во всех сферах жизнедеятельности.
Основные этапы реабилитации:
1. Предхирургическое ортодонтическое лечение.
2. Первичная хейлоринопластика в возрасте от 4 до
12 месяцев.
3. Пластика нёба в один или два этапа (после 12 месяцев).