Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 62 Next Page
Page Background

18

19

сти Ру разошёлся с Кохером и, получив кафедру в Лозанне, вёл рабо-

ту самостоятельно. Он считал, что в отношении его Кохер был неспра-

ведлив и как бы «затирал» его.

Но вскоре у Ру появились грозные симптомы рака желудка. После

исследований он приказал своему старшему ассистенту приготовить-

ся на следующее утро к операции удаления желудка и никому об этом

не говорить.

Ночью старший ассистент профессора Ру поехал в Берн к Кохеру

и доложил ему об этом. Кохер сказал: «Оперировать буду я, но вы ни-

чего не говорите Ру».

На другой день, когда больного Ру начали хлороформировать, в

операционную вошёл Кохер, вымыл руки, произвёл резекцию желуд-

ка у Ру и, не дожидаясь его пробуждения, уехал в Берн. Ру только че-

рез две недели узнал об этом.

И вот я сделался свидетелем случая, запомнившегося мне на всю

жизнь. Приблизительно через месяц после операции Ру вошёл в ауди-

торию, где был Кохер, подошёл к нему и сказал: «Дорогой учитель,

как я был неправ. Простите меня за всё прошлое и примите мою бла-

годарность ученика, которого вы всегда учили благородству и дока-

зали это». Он взял руку Кохера и поцеловал её. Аудитория привет-

ствовала примирение двух крупных хирургов громкими аплодисмен-

тами» [3, с. 106 – 107].

ЗАНЯТИЕ 7

Тема

. Существительные III склонения. Грамматические признаки

мужского рода и характер основ.

Учебная цель

. Развитие и совершенствование навыков перево-

да анатомических терминов с существительными мужского рода III

склонения, образования названий мышц по их функции.

Воспитательная цель

. Воспитание человеколюбия, сострадания и

внимания к людям.

1.

Ab igne ignem

.

– От огня – огонь. (О душевном тепле, вызыва-

ющем в сердцах других ответное тепло. Из трактата «Об обязанно-

стях», где Цицерон говорит о том, что нужно помогать людям в том,

что можешь дать без ущерба для себя, в том числе «позволять друго-

му брать огонь от твоего огня».)

2.

Medǐca mente, non medicamentis

.

– Лечи умом (душой), а не ле-

карствами.

3.

Anceps remedium melius

[

est

]

, quam nullum

(Цельс). – Сомни-

тельное лекарство лучше, чем никакое. (В широком смысле: в крити-

ческой ситуации нужно использовать любое средство, если есть хоть

какая-то надежда, что оно может помочь).

4.

Sine labōre non erit panis in ore

.

– Без труда не будет хлеба во рту.

5.

Non est fumus absque igne

.

– Нет дыма без огня.

6.

Venienti occurrǐte morbo

(Персий). – Предупреждайте болезнь,

когда она только наступает. (Дословно: «Спешите навстречу наступа-

ющей болезни»).

7.

Ut sentio, ita dico

.

– Как чувствую, так и говорю.

8.

Qui quaerit, repěrit

.

– Кто ищет, находит.

9.

Quod differtur, non aufertur.

– Что откладывается на потом, то не

выполняется.

10.

Frequens imitatio transit in mores.

– Частое подражание перехо-

дит в нравы.

Задание 1.

Прочтите отрывок из книги Н. А. Магазаника «Искусство обще-

ния с больными». Какое латинское изречение можно было бы употребить в качестве

эпиграфа?

Через 3 года после окончания медицинского института я поступил

в клиническую ординатуру. Мне необычайно повезло: я стал работать

под руководством прекрасного врача и благороднейшего человека

Виктора Абрамовича Каневского. Он был старше и гораздо опытнее

меня и, естественно, больные доверяли ему больше, чем мне. Но вско-

ре я убедился, что его превосходство заключалось не только в огром-

ных знаниях и опыте. Однажды утром перед обходом сестра доложи-

ла, что минувшей ночью вновь ухудшилось состояние одной из на-

ших больных, которая и раньше не поддавалась лечению. Слушая это,

я впал в отчаяние: чем помочь несчастной женщине? Как посмотреть

ей в глаза, что ей сказать, как показаться в палате, где все больные ви-

дят твою беспомощность? Виктор Абрамович тоже был расстроен. Но

вот мы входим в палату, он садится у постели этой больной, несколь-

ко минут молчит, с состраданием глядя на неё, вздыхает и искренне

говорит: «Бедная, как же тяжело было вам этой ночью!» (а я побоял-

ся бы говорить об этом и сделал бы вид, что ничего плохого не прои-