22
23
Воспитательная цель
. Воспитание гуманистических качеств
личности.
1.
Bene dignoscǐtur, bene curātur.
(
Qui bene dignōscit, bene curat
)
. –
То, что хорошо распознаётся, хорошо лечится (Кто хорошо распознаёт
[болезнь], тот хорошо и лечит).
2.
Diagnōsis bona – curatio bona.
– Хороший диагноз – хорошее
лечение.
3.
Noli nocēre. (Primum noli (non) nocēre)
(Гиппократ). – Не навре-
ди [больному]. (Прежде всего – не навреди). Это главная заповедь врача.
4.
Aegrōto dum anǐma est, spes esse dicǐtur.
– Пока у больного есть
дыхание, говорят, что есть надежда.
5.
Medǐcus philosophus est; non enim multa est inter sapientiam et
medicīnam differentia
(Гиппократ). – Врач – это философ; ведь нет
большой разницы между мудростью и медициной.
6.
Res, non verba; re, non verbis.
– [Нужны] дела, а не слова; делом,
не словами.
7.
Procul ab ocǔlis, procul ex mente.
– С глаз долой, из сердца (мыс-
лей) вон. (Чувства на расстоянии притупляются).
8.
Est rerum omnium magister usus.
– Опыт – всему учитель.
9.
Festīna lente.
– Не делай наспех (буквально: «Спеши медленно»).
Перевод греческой пословицы, которую, согласно Светонию, лю-
бил повторять император Октавиан Август (27 г. до н.э. – 14 г.н.э.),
говоря о том, что полководцу не следует поступать поспешно и опро-
метчиво.
10.
Beneficium dare qui nescit, injuste petit
(Публилий Сир). – Кто
[сам] не рад оказать услугу, тот напрасно [её] ждёт.
Задание 1.
Деонтология (от греческого «
deon
» – долг и «
logos
» – учение) – уче-
ние о долге врача, совокупность этических норм, необходимых врачу для выполнения
своих профессиональных обязанностей. Прочтите отрывок из книги Ф.И. Комарова,
В.П. Петленко, И.А. Шамова «Философия и нравственная культура врачевания». Ка-
кой деонтологический принцип он иллюстрирует? Как вы к нему относитесь? Прихо-
дилось ли вам слышать о случаях, подобных описанным в тексте?
«Эйтаназия (от греческого
eu
– лёгкий и
thanatos
– смерть; лёгкая
смерть) – намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечи-
мого больного, находящегося в терминальном состоянии (обратимом
состоянии угасания функций организма, предшествующем биологи-
ческой смерти), с целью прекращения его страданий.
Имеет ли врач право ускорить трагический исход, если состояние
больного безнадёжное, а продление его жизни сопряжено со множе-
ством мучительных для него процедур, с тяжёлыми переживаниями
его родственников?
Большинство врачей во все времена твёрдо отвечали на этот во-
прос: «Нет, врач не имеет такого права!» До тех пор, пока не будут за-
фиксированы основные признаки наступившей смерти, врач обязан,
используя все имеющиеся в его распоряжении средства, бороться за
жизнь человека…
Такая позиция основана на том, что в практике любого врача быва-
ют случаи, подтверждающие целесообразность указанных действий.
Приведём пример из нашей практики. В урологическое отделение
поступила больная с признаками тяжёлой почечной недостаточности.
Усилия врачей вывести её из этого состояния были малоэффективны,
они расценили больную как безнадёжную. После беседы с лечащим
врачом сын забрал свою мать домой. И что же? Дней через 10 больная
стала понемногу выходить из тяжёлого состояния и вскоре поднялась
с постели. Жила она после этого ещё много лет.
Или другой пример. В хирургическом отделении больницы нахо-
дилась медицинская сестра с подозрением на злокачественное ново-
образование в брюшной полости. При лапаротомии хирург обнаружил
в подвздошной области опухоль с множественными «метастазами» в
лимфатические узлы. Расценив больную как неоперабельную и не сде-
лав даже биопсию лимфатических узлов, хирург зашил рану и выписал
пациентку домой. Года через три он встретил на улице женщину, очень
похожую на эту медсестру, и, видимо, с удивлением посмотрел на неё.
– Да, да, это я,– сказала она, смеясь, – а вы, наверное, давно похо-
ронили меня?
Выяснилось, что эта женщина поехала к своим родителям в село
и там, на свежем воздухе, при усиленном питании постепенно стала
поправляться и выздоровела. По-видимому, у неё был туберкулёз ор-
ганов брюшной полости, который хирург ошибочно принял за зло-
качественное новообразование. Подобные ошибки бывают не так уж
редко» [7, с. 122 – 123].