3
УДК 614.253(075.8)
ББК 51.1(2)я73
О-724
С о с т а в и т е л ь
М.Л. Кропачева
Р е ц е н з е н т ы :
проф. кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Удмуртского
государственного университета д-р пед. наук
Г.С. Трофимова
;
проф. кафедры физики с курсом высшей математики Ижевской государ-
ственной медицинской академии д-р пед. наук
Т.А. Снигирёва
.
Рекомендовано центральным координационным методическим советом
ГБОУ ВПО ИГМА
Освоение
азов этико-деонтологической культуры: сборник зада-
ний по курсу латинского языка / сост. М.Л. Кропачева. – Ижевск, 2012
– 122 с.
В издании представлены задания, направленные на приобщение будущих вра-
чей к этико-деонтологической культуре через освоение латинских пословиц, погово-
рок и афоризмов. Предлагаемые для изучения латинские изречения сопровождают-
ся текстами этико-деонтологической направленности, которые служат основой для
дискуссии.
Предназначено для студентов-медиков первого года обучения.
УДК 614.253 (075.8)
ББК 51.1 (2) я 73
© ГБОУ ВПО «Ижевская государственная
медицинская академия», 2012
© Кропачева М.Л., составление, 2012
О-724
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с «Примерной программой по дисциплине латин-
ский язык и основы терминологии» (Москва, 2002) преподавание дан-
ной дисциплины направлено на решение нескольких задач. Професси-
ональная задача включает терминологическую подготовку будущих
специалистов, «способных сознательно и грамотно применять медицин-
ские термины на латинском языке, а также термины греко-латинского
происхождения на русском языке». Общеобразовательная задача заклю-
чается в формировании представления об общеязыковых закономерно-
стях через изучение явлений латинского языка. В то же время перед
дисциплиной стоит задача общекультурного развития и нравственного
воспитания студентов, которая «реализуется путём включения в учеб-
ный материал специально отобранных крылатых выражений, пословиц
и поговорок». На ее решение и направлено данное учебное пособие.
Как известно, под нравственностью понимают совокупность принци-
пов или норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу,
а также к обществу и поддерживаемых личным убеждением, традицией,
воспитанием, силой мнения всего общества или определенного его клас-
са. Этика обычно определяется как философская наука о морали (нрав-
ственности). Сложившаяся учебно-академическая традиция понимает
под этикой преимущественно область знания, а под моралью, или нрав-
ственностью, – её предмет, но термины «этика», «мораль», «нравствен-
ность» в педагогическом аспекте могут считаться взаимозаменяемыми.
Деонтология (от греческих слов
deon
– «долг» и
logos
– «уче-
ние») – учение о долге врача, его профессиональном поведении, со-
вокупности этических норм, необходимых для выполнения про-
фессиональных обязанностей. Профессия врача требует высокой
этико-деонтологической культуры. Все выдающиеся деятели медици-
ны подчёркивают, что одни знания не делают человека врачом, не мо-
жет стать хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком.
На I всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонто-
логии в 1969 году академик Б.В. Петровский обратил внимание на то,
что деонтологию следует преподавать на всех кафедрах, причём обя-
зательно со своих специфических для каждой медицинской специаль-
ности позиций. С учётом данного мнения, следует отметить, что не