4
5
только специальные медицинские дисциплины призваны формиро-
вать деонтологическую культуру. Приобщать будущих медиков к её
основам можно и нужно начать с первых дней обучения в вузе. Мы на-
деемся, что использование настоящего пособия будет способствовать
становлению личности будущего врача, позволит развить те качества,
из которых складывается призвание – любовь к людям, чуткость, со-
страдание, терпение, стремление к самосовершенствованию и т. д.
Сборник заданий рассчитан на работу в процессе освоения студен-
тами всего курса латинского языка в медицинском вузе и представ-
ляет собой разработку 31 занятия авторской программы приобщения
студентов-медиков к основам этико-деонтологической культуры через
латинские пословицы, поговорки и афоризмы. Работа с пособием на-
чинается сразу после изучения студентами правил чтения латинских
слов и постановки ударения. Каждое занятие включает блок из 10 ла-
тинских изречений и одно или несколько заданий с текстами этико-
деонтологического содержания. Работа над материалом занимает около
10 минут. Задания направлены на подбор соответствующих тексту афо-
ризмов и обсуждение предложенной в тексте ситуации в группе и ми-
крогруппах. Тексты построены на материале книг известных и заслу-
женных врачей и призваны помочь студентам с первых дней обучения
в вузе сформировать правильное представление о своей будущей про-
фессии и высоких требованиях, предъявляемых к врачу как личности.
Общее количество пословиц, поговорок, афоризмов – более 300.
Предполагается заучивание определённой их части по усмотрению
преподавателя. Занятия 6, 10, 16, 21, 26, 31 содержат задания на повто-
рение изученных латинских изречений. Поскольку знакомство с афо-
ризмами идёт параллельно с изучением основного курса латинского
языка, материал некоторых занятий может быть использован для
изучения соответствующих грамматических явлений. Так, блок ла-
тинских изречений занятия 5, изучаемый по итогам темы «Степени
сравнения прилагательных», содержит примеры прилагательных в
сравнительной и превосходной степени.
На завершающем этапе студентам предлагаются творческие за-
дания в форме создания собственного девиза и написания рассказа
с использованием латинских крылатых выражений, но простор для
творчества этим не ограничивается.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема.
Долгота и краткость слога. Ударение.
Учебная цель.
Формирование навыков постановки ударения.
Воспитательная цель.
Формирование представления о трудолюбии
врача.
1.
Ne discěre cesses.
– Не прекращай учиться.
2.
Nemo sine vitiis est.
– Никто не бывает без недостатков.
3.
Errando discǐmus.
– Мы учимся на ошибках.
4.
Labor corpus firmat.
– Труд укрепляет тело.
5.
Opěra et studio.
– Трудом и старанием.
6.
Te homǐnem esse memento.
– Помни, что ты человек.
7.
Levat lassitudǐnem etiam labōris mutatio
(Цельс). – Уменьшает
усталость даже перемена работы.
8.
Summum bonum cumulatur ex integritate corpǒris et ex mentis
ratiōne pefecta
(Цицерон). – Высшее благо достигается на основе пол-
ного физического и умственного здоровья.
9.
Valetūdo bonum optǐmum.
– Здоровье – наилучшее благо.
10.
Non est vivěre, sed valēre vita.
– Жизнь не в том, чтобы суще-
ствовать, а в том, чтобы быть здоровым.
Задание.
Иллюстрациями к каким латинским афоризмам могут служить при-
ведённые ниже цитаты? Согласны ли вы с этими высказываниями?
1. Известный ленинградский хирург Иван Иванович Греков, уже
будучи в преклонном возрасте, на вопросы о том, когда же он отды-
хает, неизменно отвечал: «В работе отдыхаю, в труде черпаю силён-
ки…» [3, с. 20].
2. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М.Я. Му-
дров часто повторял: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончив-
ших свою науку», которая «так обширна…, что целая жизнь для неё
недостаточна» [2, с. 6].
3. Знаменитый московский врач первой половины XIX в. Ф.П. Гааз
одним из первых высказал мысль, что медицина – это важнейшая про-
изводительная сила, помогающая сохранить здоровье и трудоспособ-
ность людей, их бодрость и оптимизм. «Медицина – царица наук. Она
царица не потому, что жизнь, о которой она заботится, – вещь столь