Table of Contents Table of Contents
Previous Page  3 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 62 Next Page
Page Background

4

5

только специальные медицинские дисциплины призваны формиро-

вать деонтологическую культуру. Приобщать будущих медиков к её

основам можно и нужно начать с первых дней обучения в вузе. Мы на-

деемся, что использование настоящего пособия будет способствовать

становлению личности будущего врача, позволит развить те качества,

из которых складывается призвание – любовь к людям, чуткость, со-

страдание, терпение, стремление к самосовершенствованию и т. д.

Сборник заданий рассчитан на работу в процессе освоения студен-

тами всего курса латинского языка в медицинском вузе и представ-

ляет собой разработку 31 занятия авторской программы приобщения

студентов-медиков к основам этико-деонтологической культуры через

латинские пословицы, поговорки и афоризмы. Работа с пособием на-

чинается сразу после изучения студентами правил чтения латинских

слов и постановки ударения. Каждое занятие включает блок из 10 ла-

тинских изречений и одно или несколько заданий с текстами этико-

деонтологического содержания. Работа над материалом занимает около

10 минут. Задания направлены на подбор соответствующих тексту афо-

ризмов и обсуждение предложенной в тексте ситуации в группе и ми-

крогруппах. Тексты построены на материале книг известных и заслу-

женных врачей и призваны помочь студентам с первых дней обучения

в вузе сформировать правильное представление о своей будущей про-

фессии и высоких требованиях, предъявляемых к врачу как личности.

Общее количество пословиц, поговорок, афоризмов – более 300.

Предполагается заучивание определённой их части по усмотрению

преподавателя. Занятия 6, 10, 16, 21, 26, 31 содержат задания на повто-

рение изученных латинских изречений. Поскольку знакомство с афо-

ризмами идёт параллельно с изучением основного курса латинского

языка, материал некоторых занятий может быть использован для

изучения соответствующих грамматических явлений. Так, блок ла-

тинских изречений занятия 5, изучаемый по итогам темы «Степени

сравнения прилагательных», содержит примеры прилагательных в

сравнительной и превосходной степени.

На завершающем этапе студентам предлагаются творческие за-

дания в форме создания собственного девиза и написания рассказа

с использованием латинских крылатых выражений, но простор для

творчества этим не ограничивается.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема.

Долгота и краткость слога. Ударение.

Учебная цель.

Формирование навыков постановки ударения.

Воспитательная цель.

Формирование представления о трудолюбии

врача.

1.

Ne discěre cesses.

– Не прекращай учиться.

2.

Nemo sine vitiis est.

– Никто не бывает без недостатков.

3.

Errando discǐmus.

– Мы учимся на ошибках.

4.

Labor corpus firmat.

– Труд укрепляет тело.

5.

Opěra et studio.

– Трудом и старанием.

6.

Te homǐnem esse memento.

– Помни, что ты человек.

7.

Levat lassitudǐnem etiam labōris mutatio

(Цельс). – Уменьшает

усталость даже перемена работы.

8.

Summum bonum cumulatur ex integritate corpǒris et ex mentis

ratiōne pefecta

(Цицерон). – Высшее благо достигается на основе пол-

ного физического и умственного здоровья.

9.

Valetūdo bonum optǐmum.

– Здоровье – наилучшее благо.

10.

Non est vivěre, sed valēre vita.

– Жизнь не в том, чтобы суще-

ствовать, а в том, чтобы быть здоровым.

Задание.

Иллюстрациями к каким латинским афоризмам могут служить при-

ведённые ниже цитаты? Согласны ли вы с этими высказываниями?

1. Известный ленинградский хирург Иван Иванович Греков, уже

будучи в преклонном возрасте, на вопросы о том, когда же он отды-

хает, неизменно отвечал: «В работе отдыхаю, в труде черпаю силён-

ки…» [3, с. 20].

2. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М.Я. Му-

дров часто повторял: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончив-

ших свою науку», которая «так обширна…, что целая жизнь для неё

недостаточна» [2, с. 6].

3. Знаменитый московский врач первой половины XIX в. Ф.П. Гааз

одним из первых высказал мысль, что медицина – это важнейшая про-

изводительная сила, помогающая сохранить здоровье и трудоспособ-

ность людей, их бодрость и оптимизм. «Медицина – царица наук. Она

царица не потому, что жизнь, о которой она заботится, – вещь столь