Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 62 Next Page
Page Background

6

7

прекрасная и ценная для людей; она царица потому, что здоровье

человека составляет условие, без которого не бывает ничего вели-

кого и прекрасного в мире», – писал он [8, с. 14].

4. Замечательный польский врач-гуманист В. Беганьский писал:

«Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком»

[4, с. 30]. Того же мнения придерживался и один из основоположников

отечественной эпидемиологии Д.С. Самойлович: «Чтобы стать вра-

чом, надо быть безукоризненным человеком» [8, с. 43].

5. Академик Ф.Г. Яновский на одном из заседаний Киевского тера-

певтического общества говорил об ошибках, совершённых им в тече-

ние 40 лет работы, и подробно разбирал наиболее характерные, что-

бы врачи знали о них и не повторяли их в своей практике. Честно и

смело признавался в своих ошибках выдающийся советский хирург

Н.Н. Бурденко: «Я часто и сам во время своей деятельности совер-

шал ошибки и в диагнозе, и в технике операции… Однако в отчаяние

и уныние впадать не следует. Не уныние, а ещё большую жажду иска-

ний и самосовершенствования должны вызывать наши неудачи и не-

совершенное знание» [8, с. 69].

6. Из воспоминаний талантливого советского хирурга С.С. Юди-

на о первых годах врачебной деятельности: «В июньские короткие

ночи… я добросовестно сидел за книгами с 10 вечера до 3 утра. Но

уже в июле… я засиживался все ночи за чтением медицинских книг,

а когда голова начинала работать хуже, то брался за перевод с немец-

кого, дабы выучить получше язык, в котором я знал лишь разговор-

ную речь по гимназическому курсу и по трёхмесячной моей ссылке в

Ригу в 1905 году.

Мне надо было заново выучивать всю специальную медицинскую и

хирургическую терминологию на немецком языке. Я пользовался двух-

томным немецко-русским словарём Павловского и с его помощью пе-

ревёл всю книгу Барденгауэра о лечении переломов лейкопластырным

вытяжением. Работа была большая, ибо книга была страниц больше че-

тырёхсот. Литературная отделка не была достаточной, зато немецкий

язык я изучил так, что с тех пор хирургические книги и журналы на не-

мецком языке я читаю как по-русски или французски. Этого я добился

в течение 3 – 4 летних месяцев…» [3, с. 20-21].

ЗАНЯТИЕ 2

Тема.

Элементы морфологии имени существительного. Понятие о

словарной форме. Структура анатомических терминов.

Учебная цель.

Ознакомление с грамматическими категориями

имени существительного и его словарной формой. Формирование на-

выков перевода терминов, построенных по способу управления.

Воспитательная цель.

Формирование представления о самоот-

верженности в профессии врача.

1.

Cura, ut valeas.

– Заботься о своём здоровье (буквально: «Заботь-

ся о том, чтобы ты был здоров»).

2.

Principiis obsta, sero medicīna parātur.

– Противодействуй в на-

чале [болезни], потом медицина бессильна.

3.

Fortes fortūna (ad)juvat.

(

Audentes fortūna juvat

(Вергилий)). –

Смелым (дерзающим) судьба помогает.

4.

Aut vincěre, aut mori.

– Победить или умереть.

5.

Beātus, qui prodest, quibus potest.

– Благословен тот, кто прино-

сит пользу тем, кому может.

6.

Bona causa triumphat.

– Доброе дело торжествует.

7.

Recte facti fecisse merces est

(Сенека). – Наградой за доброе дело

является [его] свершение.

8.

Promissum cadit in debǐtum.

– Обещание становится обязательством.

9.

Beāte vivěre est honeste vivěre.

– Счастливо жить – значит жить

честно.

10.

Haud simper errat fama.

– Не всегда молва ошибается.

Задание 1.

Прочтите выдержку из книги А.А. Грандо «Врачебная этика и ме-

дицинская деонтология». Какое латинское изречение могло бы послужить заглави-

ем к этому рассказу?

«Медицинская общественность России хорошо знала харь-

ковского профессора-офтальмолога Л.Л. Гиршмана как крупно-

го учёного и клинициста. Слава о нём как о чудесном докторе ши-

рилась в народе. К нему приезжали и приходили пешком люди

не только со всей России, но даже из соседних с Россией стран.

Причиной его популярности было то, что он безотказно и бес-

корыстно лечил больных людей. За всю свою жизнь профессор

Л.Л. Гиршман принял бесплатно свыше миллиона больных! Труд-

но даже представить себе, что один человек мог оказать помощь та-