12
13
туитивно он понял перспективность таких повязок при лечении пере-
ломов костей и в этот же день наложил бинты и полоски холста, смо-
ченные раствором гипса, на голень после сложного, открытого пере-
лома. Результат был отличный. Этот метод впервые в мире был ис-
пользован в военно-полевых условиях в осаждённом Севастополе
[8, с. 24 – 25].
Задание 2.
Прочтите текст. Какой латинский афоризм отражает его основ-
ную идею?
История медицины знает немало имён самоотверженных деятелей
науки, которые ради блага людей жертвовали своим здоровьем и даже
жизнью. В 1802 году английский врач А. Уайт, стараясь выяснить пути
передачи чумы, привил себе гной из железы болевшей бубонной фор-
мой этой болезни женщины и погиб. Глубокого уважения заслуживает
подвиг одесского профессора Г.Н. Минха, в 1874 году разрешившего на-
учную дискуссию о механизме передачи возвратного тифа эксперимен-
том на себе. Врач ввёл себе под кожу кровь тифозного больного, после
чего тяжело заболел. В 1881 году угрожающее жизни заболевание пере-
нёс И.И. Мечников, повторивший на себе опыт Г.Н. Минха. Одесский
врач О.О. Мочутковский несколько раз вводил себе кровь больных сып-
ным тифом и едва не погиб, тяжело заболев после шестого эксперимента.
Благодаря этим опытам была окончательно доказана роль насекомых в
передаче паразитарных тифов.
Такие же опасные для жизни эксперименты с приёмом чистых
культур холерных бацилл в разное время проделали на себе И.И. Меч-
ников, мюнхенский гигиенист М. Петтенкофер, бактериолог Н.Ф. Га-
малея, один из основателей советской эпидемиологии Д.К. Заболот-
ный. Работая врачом-эпидемиологом, Д.К. Заболотный заразил себя
дифтерией от больного ребёнка, чтобы испытать действие нового про-
тиводифтерийного препарата. Одним из учеников Д.К. Заболотного
был бактериолог И.А. Деминский, посвятивший свою жизнь борьбе с
чумой в Поволжье. Ему принадлежит честь выдающегося открытия –
выделения культуры чумы у трупа суслика. Во время одного из много-
численных экспериментов он заразился и умер. Проявляя величайшее
мужество, находясь на грани смерти, И.А. Деминский тщательно фик-
сировал все изменения, происходившие в его организме. Предсмертное
письмо учёного жене и дочерям раскрывает душевные качества этого
замечательного человека: «Милые мои! Письмо это дезинфицировано,
не бойтесь. Заразился от сусликов легочной чумой и покончил расчё-
ты с жизнью. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет на све-
те. Мне трудно много писать, поэтому ограничусь немногим. Будьте
хорошими людьми, это главное. Целую крепко вас всех. Живите все
дружно. Будьте счастливы!» [5, с. 32]
Можно привести ещё много примеров героического выполнения
своего долга перед человечеством лучшими представителями меди-
цины XIX–XX веков. Сотни учёных, шедших на жертвы, отдавших
свою жизнь за великое дело уничтожения болезней на Земле, могли
сказать: «
Ave, scientia, morituri te salutant!
»* («Уходящие на смерть
приветствуют тебя, наука!»).
Слышали ли вы о подвигах врачей в наши дни?
ЗАНЯТИЕ 5
Тема.
Превосходная степень прилагательных. Субстантивация.
Предварительные сведения о приставках. О сложных прилагательных.
Учебная цель.
Формирование навыков употребления в составе
терминов прилагательных в превосходной степени, перевода префик-
сальных и сложных прилагательных.
Воспитательная цель.
Формирование интереса к профессии.
1.
Omnium artium medicīna nobilissima
[
est
]
(Гиппократ). – Из всех
искусств (наук) медицина – самое благородное.
2.
Medicīna fructuosior ars nulla
(Плиний Старший). – Нет искус-
ства более плодотворного, чем медицина.
3.
Est difficillǐmum se ipsum vincěre
(Сенека). – Труднее всего побе-
дить самого себя.
* Фраза «
Ave, scientia, morituri te salutant!
» – изменённый вариант латинского вы-
ражения «
Ave, Caesar, morituri te salutant!
» – «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть
приветствуют тебя!» Так гладиаторы, появляясь на арене, где они сражались с ди-
кими зверями или между собой, приветствовали находящегося в амфитеатре им-
ператора («цезарь» в данном случае – не собственное имя, а титул). Это выражение
можно употребить перед сложным, волнующим испытанием (например, здороваясь
с преподавателем на экзамене), выступлением или важным, заранее пугающим раз-
говором [9, с. 70].