14
15
4.
Summum bonum medicīnae sanǐtas
. – Высшее благо медицины –
здоровье.
5.
Nemo omnia potest scire
.
– Никто не может знать всё.
6.
Optǐmum medicamentum quies est
(Цельс). – Наилучшее лекарство
– покой.
7.
Nemo nascǐtur artǐfex
.
– Никто не рождается мастером.
8.
Perfǐce te
.
– Совершенствуй себя.
9.
Ignorantia non est argumentum
(Спиноза). – Незнание – не довод.
(Невежество – не аргумент.)
10.
Barba non facit philosophum
.
– Борода не делает философом
(мудрецом).
Задание 1.
Какую латинскую пословицу подтверждают приведённые ниже
высказывания выдающихся медиков?
В книге «О самовоспитании врача» известные врачи Е.А. Вагнер
и А.А. Росновский упоминают о том, что некоторые доктора грешат
преувеличенным представлением о своих специальных познаниях,
что вредно вдвойне: врача это лишает стимула к постоянному самосо-
вершенствованию, больных – достаточно квалифицированной и про-
думанной помощи. «Медицина охватывает сложную и трудную об-
ласть знаний, освоить которую в полном объёме фактически невоз-
можно. Так что корчить из себя всезнайку, стыдиться признать, что
чего-то не знаешь, нет никаких оснований. Это подчёркивали все луч-
шие представители нашей профессии. Кому не известны мудрые сло-
ва великого Павлова: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете.
И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать
себе: я невежда!»
Одному из авторов этой книги ещё в предвоенные годы довелось
побывать в клинике Н.Н. Бурденко и застать его как раз в тот момент,
когда он вместе со своими сотрудниками обсуждал один сложный в
диагностическом отношении случай заболевания. В ходе обмена мне-
ниями Николай Нилович внезапно поднялся и сказал: «Надо посмо-
треть, что говорят по этому поводу учёные». И на некоторое время
удалился в библиотеку. А ведь сделал это крупнейший учёный в рас-
цвете своей славы, сам авторитетнейший знаток обсуждаемого вопро-
са» [3, с. 77].
Задание 2.
Прочтите текст. Какой латинский афоризм вы бы использовали в
качестве заглавия?
«Как-то мне пришлось в одной очень большой аудитории делать
научно-популярный доклад о достижениях медицинской науки. До
меня с обширным докладом о своём историческом полёте выступил
Ю.А. Гагарин. Читатель понимает, в какое трудное положение я по-
пал. К тому же Юрий Алексеевич был в тот день в ударе, он рассказы-
вал интереснейшие вещи, о которых ни я, ни другие, должно быть, из
присутствовавших в этой аудитории ещё не читали.
После этого доклада мне было предоставлено слово. Когда я начал
рассказ о том, как была побеждена смертельная болезнь – пернициоз-
ная анемия (стопроцентная летальность в прошлом! Сколько я поте-
рял таких больных до 30-х годов: никакие гемотрансфузии, ничто не
могло отвести от больных фатальный исход), Юрий Алексеевич вдруг
покинул президиум и ушёл в публику. Он уселся в первый ряд, удоб-
но раскинулся в кресле и, как принято говорить в таких случаях, был
– весь внимание.
Я между тем рисовал сложнейшие пути, которые привели к «откры-
тию веков», к тому, что англичане называют «
epoch making discovery
»
(открытие, сделавшее эпоху), т.е. к полному выздоровлению от перни-
циозной анемии: смертельная болезнь в 100% кончалась полным вы-
здоровлением от применения печёночных препаратов, от лечения ви-
тамином B
12
.
Когда я окончил свой доклад, мы все пошли в комнату президиума.
Здесь я сказал Юрию Алексеевичу:
– Как трудно было мне докладывать после вас. Медицина никак не
может сравниться с вашими достижениями.
– Я не согласен, – сказал Юрий Алексеевич. – Мы победили кос-
мос, а медики, как я понял из вашего доклада, победили смерть. Выше
этого ничего не бывает! Какие интересные вещи вы сообщили, и ка-
кие сложные пути и нити привели к победе над болезнью.
Юрий Алексеевич сказал всё просто, но меня буквально по-
трясло, как глубоко он понял самую суть медицинской науки…»
[5, с. 56].