Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 62 Next Page
Page Background

14

15

4.

Summum bonum medicīnae sanǐtas

. – Высшее благо медицины –

здоровье.

5.

Nemo omnia potest scire

.

– Никто не может знать всё.

6.

Optǐmum medicamentum quies est

(Цельс). – Наилучшее лекарство

– покой.

7.

Nemo nascǐtur artǐfex

.

– Никто не рождается мастером.

8.

Perfǐce te

.

– Совершенствуй себя.

9.

Ignorantia non est argumentum

(Спиноза). – Незнание – не довод.

(Невежество – не аргумент.)

10.

Barba non facit philosophum

.

– Борода не делает философом

(мудрецом).

Задание 1.

Какую латинскую пословицу подтверждают приведённые ниже

высказывания выдающихся медиков?

В книге «О самовоспитании врача» известные врачи Е.А. Вагнер

и А.А. Росновский упоминают о том, что некоторые доктора грешат

преувеличенным представлением о своих специальных познаниях,

что вредно вдвойне: врача это лишает стимула к постоянному самосо-

вершенствованию, больных – достаточно квалифицированной и про-

думанной помощи. «Медицина охватывает сложную и трудную об-

ласть знаний, освоить которую в полном объёме фактически невоз-

можно. Так что корчить из себя всезнайку, стыдиться признать, что

чего-то не знаешь, нет никаких оснований. Это подчёркивали все луч-

шие представители нашей профессии. Кому не известны мудрые сло-

ва великого Павлова: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете.

И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать

себе: я невежда!»

Одному из авторов этой книги ещё в предвоенные годы довелось

побывать в клинике Н.Н. Бурденко и застать его как раз в тот момент,

когда он вместе со своими сотрудниками обсуждал один сложный в

диагностическом отношении случай заболевания. В ходе обмена мне-

ниями Николай Нилович внезапно поднялся и сказал: «Надо посмо-

треть, что говорят по этому поводу учёные». И на некоторое время

удалился в библиотеку. А ведь сделал это крупнейший учёный в рас-

цвете своей славы, сам авторитетнейший знаток обсуждаемого вопро-

са» [3, с. 77].

Задание 2.

Прочтите текст. Какой латинский афоризм вы бы использовали в

качестве заглавия?

«Как-то мне пришлось в одной очень большой аудитории делать

научно-популярный доклад о достижениях медицинской науки. До

меня с обширным докладом о своём историческом полёте выступил

Ю.А. Гагарин. Читатель понимает, в какое трудное положение я по-

пал. К тому же Юрий Алексеевич был в тот день в ударе, он рассказы-

вал интереснейшие вещи, о которых ни я, ни другие, должно быть, из

присутствовавших в этой аудитории ещё не читали.

После этого доклада мне было предоставлено слово. Когда я начал

рассказ о том, как была побеждена смертельная болезнь – пернициоз-

ная анемия (стопроцентная летальность в прошлом! Сколько я поте-

рял таких больных до 30-х годов: никакие гемотрансфузии, ничто не

могло отвести от больных фатальный исход), Юрий Алексеевич вдруг

покинул президиум и ушёл в публику. Он уселся в первый ряд, удоб-

но раскинулся в кресле и, как принято говорить в таких случаях, был

– весь внимание.

Я между тем рисовал сложнейшие пути, которые привели к «откры-

тию веков», к тому, что англичане называют «

epoch making discovery

»

(открытие, сделавшее эпоху), т.е. к полному выздоровлению от перни-

циозной анемии: смертельная болезнь в 100% кончалась полным вы-

здоровлением от применения печёночных препаратов, от лечения ви-

тамином B

12

.

Когда я окончил свой доклад, мы все пошли в комнату президиума.

Здесь я сказал Юрию Алексеевичу:

– Как трудно было мне докладывать после вас. Медицина никак не

может сравниться с вашими достижениями.

– Я не согласен, – сказал Юрий Алексеевич. – Мы победили кос-

мос, а медики, как я понял из вашего доклада, победили смерть. Выше

этого ничего не бывает! Какие интересные вещи вы сообщили, и ка-

кие сложные пути и нити привели к победе над болезнью.

Юрий Алексеевич сказал всё просто, но меня буквально по-

трясло, как глубоко он понял самую суть медицинской науки…»

[5, с. 56].