152
А.М. Ожегов
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА АНЕМИЙ У ДЕТЕЙ
Анемии
– наиболее распространенные гематологические заболева-
ния и/или синдромы, сопровождающиеся падением уровня гемоглоби-
на (
Hb
) и/или количества эритроцитов (
RBC
) в единице объема крови.
Анемии разнообразны по этиологии, патогенезу и клинико-гема-
тологическим особенностям. Анемии могут быть как самостоятель-
ной нозологической формой, так и синдромом различных заболева-
ний (длительно текущие инфекционные, системные и онкологические
заболевания). Кроме того, анемии могут быть как наследственными
(врожденными), так и приобретенными.
Самой частой формой является железодефицитная анемия (ЖДА),
которая составляет 90% всех анемий у детей, у взрослых эта цифра до-
стигает 80%. Другие виды анемий менее распространены. Это, к со-
жалению, является главной причиной переоценки значимости ЖДА,
что приводит к поспешному необоснованному диагнозу и неправиль-
ной терапии. С клинической точки зрения чрезвычайно важно, во-
первых, своевременно констатировать анемию у ребенка, во-вторых,
провести дифференциальный диагноз с уточнением ее формы, что по-
зволит определить терапевтическую тактику и прогноз.
Классификация анемий
Для дифференциальной диагностики врачу необходимо знание
классификации анемий. В настоящее время чаще используется пато-
генетическая классификация, в которой выделяются 3 группы анемий
(в упрощенном виде):
I. Анемии, связанные с кровопотерей:
1. Острые постгеморрагические анемии.
2. Хронические постгеморрагические анемии.
II. Анемии, связанные с нарушенным кровообразованием:
1. Анемии, связанные с нарушением образования гемоглобина:
• железодефицитные анемии;
• атрансферринемия (нарушение транспорта железа);
• сидеробластные анемии (нарушение утилизации железа) – СБА;