18
лученные данные, так как антитела могут иметь материнское проис-
хождение (за счет трансплацентарного их переноса). Только при ди-
намическом сравнении уровней специфических
IgG
-антител у но-
ворожденного ребенка и матери можно судить об их природе. Если
титры специфических
IgG
-антител у ребенка при рождении равны
материнским, а при повторном обследовании отмечается их сни-
жение, то высока вероятность, что они имеют материнское проис-
хождение.
Для уточнения активности инфекционного процесса показано про-
ведение серологического исследования методом ИФА с количествен-
ным определением специфических антител классов
IgМ, IgG
и оцен-
кой уровня их авидности.
Авидность – понятие, характеризующее скорость и прочность свя-
зывания антигена с антителом. Авидность является косвенным пока-
зателем функциональной активности антител. В острый период раз-
вития инфекции сначала образуются специфические
IgМ
-антитела,
а чуть позже – специфические низкоавидные
IgG
-антитела, поэтому
их считают серологическими маркерами острой фазы инфекционного
процесса. По мере стихания остроты процесса авидность
IgG
-антител
нарастает, образуются высокоавидные иммуноглобулины, которые
полностью заменяют синтез
IgM
.
Недостатки серологических методов обследования связаны со
спецификой иммунитета у новорожденных детей:
• наличие материнских антител;
• транзиторная незрелость иммунитета;
• иммунологическая толерантность;
• подавление иммунного ответа возбудителями ВУИ.
Клинико-лабораторные особенности течения ВУИ у новорожден-
ного ребенка иллюстрирует следующий клинический пример.
Ребенок Т.,
от 5-й беременности. У матери в анамнезе: один самопроиз-
вольный выкидыш, хронический пиелонефрит c обострением в 34 недели,
ОРВИ в 17 и 36 недель беременности, токсикоз II половины беременности,
хроническая внутриутробная гипоксия плода. Роды 2-е, в сроке 39 недель ге-
стации, оценка по шкале Апгар 4–7 баллов, вес 2430 г, рост 50 см.
С рождения у ребенка определялись симптомы врожденной двусторон-
ней пневмонии, гепатита, задержки внутриутробного развития. В возрасте