4
Предисловие
Пособие включает методические подходы к преподаванию такой
сложной и многогранной дисциплины как пропедевтика внутренних
болезней с учётом наработок сотрудников кафедр. Данное издание не
заменяет современных учебников и руководств по внутренним болез-
ням. Оно является дополнительным материалом, позволяющим обоб-
щить полученные на практических занятиях и в ходе теоретической
подготовки к ним знания по методам непосредственного обследова-
ния больного. В нём синтезированы многие положения изучаемой
дисциплины, помогающие формировать у молодого поколения врачей
клиническое мышление.
Пропедевтика внутренних болезней – предмет, с которого начина-
ется «вхождение» студента-медика в клинику. Именно фундамент зна-
ний, заложенный при её изучении, помогает будущему врачу успеш-
но усвоить все остальные клинические дисциплины и стать профес-
сионалом своего дела.
Учебный материал в издании представлен в виде рисунков и та-
блиц, что позволяет студентам лучше понять и запомнить его, разо-
браться в сложных патогенетических механизмах формирования син-
дрома, систематизировать полученные умения и знания.
Учебное пособие задумано как дань уважения и признания клини-
ческого опыта и педагогического мастерства моих учителей-терапев-
тов: профессоров В.Ф. Машагатова, Я.М. Вахрушева, Т. Е. Черны-
шовой, доцента Р. В. Бажутиной, ассистентов С. В. Климентовой,
Н. К. Алексеевой, Г. И. Самойловой. Многие поколения врачей научи-
ли они методам непосредственного исследования и искусству клини-
ческого мышления.
Большинство представленных в учебном пособии наработок яв-
ляются результатом их творческого подхода к преподаванию данной
дисциплины.