Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 124 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 124 Next Page
Page Background

10

но – сущий ад, а после стало празднично, как в храме». Насмешкам,

равнодушию, грубости и бюрократизму окружающих Флоренс Най-

тингейл противопоставляла свой такт, терпение, знания и бесконеч-

ную преданность делу. Медсестры воспитывались в духе беспрекос-

ловного подчинения врачам, и сама Флоренс не злоупотребляла своей

властью, хотя пользовалась личной поддержкой военного министра,

вела переписку с королевой Викторией. Для организации досуга ране-

ных она проводила беседы, открыла библиотеку и кафе, устроила сбе-

регательную кассу. По ночам по темным и затихшим палатам мелькал

огонек светильника Флоренс Найтингейл. Ее прозвали ласково: «Жен-

щина со светильником». Результатом деятельности отряда сестер яви-

лось снижение смертности в госпитале с 42 до 2%. К концу войны под

её началом работало 125 сестер милосердия.

В марте 1856 года в Париже был подписан мирный договор, а

Ф. Найтингейл на свои деньги ставит крест из белого мрамора на горе

над Балаклавой в Крыму в память о погибших солдатах, медсестрах,

врачах.

Подвиг английской медсестры был оценен английским обществом.

Королева Виктория подарила ей золотую брошь, усыпанную брилли-

антами, с надписью «Блаженны милостливые».

В 1860 году Флоренс открывает Найтингельскую испытательную

школу для сестер милосердия при больнице Святого Фомы в Лондо-

не, отдав на организацию 50 тыс. фунтов стерлингов, собранные по

подписке в Англии. Через несколько лет, в результате широко возник-

шего движения в пользу возрождения сестринской профессии при

поддержке самой королевы, школа была реорганизована в Дом Най-

тингейл. Заканчивая школу, сестры милосердия произносили торже-

ственную клятву: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в

его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился

ко мне за помощью».

Используя опыт работы в госпиталях, Ф. Найтингейл пишет мно-

го книг, статей о назначении, роли и подготовке сестер: «Заметки о

госпиталях», «Заметки о сестринском деле», «Как надо ухаживать за

больными», которые и сейчас не потеряли своей актуальности. В них

впервые были изложены представления о сестринском деле как про-