10
но – сущий ад, а после стало празднично, как в храме». Насмешкам,
равнодушию, грубости и бюрократизму окружающих Флоренс Най-
тингейл противопоставляла свой такт, терпение, знания и бесконеч-
ную преданность делу. Медсестры воспитывались в духе беспрекос-
ловного подчинения врачам, и сама Флоренс не злоупотребляла своей
властью, хотя пользовалась личной поддержкой военного министра,
вела переписку с королевой Викторией. Для организации досуга ране-
ных она проводила беседы, открыла библиотеку и кафе, устроила сбе-
регательную кассу. По ночам по темным и затихшим палатам мелькал
огонек светильника Флоренс Найтингейл. Ее прозвали ласково: «Жен-
щина со светильником». Результатом деятельности отряда сестер яви-
лось снижение смертности в госпитале с 42 до 2%. К концу войны под
её началом работало 125 сестер милосердия.
В марте 1856 года в Париже был подписан мирный договор, а
Ф. Найтингейл на свои деньги ставит крест из белого мрамора на горе
над Балаклавой в Крыму в память о погибших солдатах, медсестрах,
врачах.
Подвиг английской медсестры был оценен английским обществом.
Королева Виктория подарила ей золотую брошь, усыпанную брилли-
антами, с надписью «Блаженны милостливые».
В 1860 году Флоренс открывает Найтингельскую испытательную
школу для сестер милосердия при больнице Святого Фомы в Лондо-
не, отдав на организацию 50 тыс. фунтов стерлингов, собранные по
подписке в Англии. Через несколько лет, в результате широко возник-
шего движения в пользу возрождения сестринской профессии при
поддержке самой королевы, школа была реорганизована в Дом Най-
тингейл. Заканчивая школу, сестры милосердия произносили торже-
ственную клятву: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в
его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился
ко мне за помощью».
Используя опыт работы в госпиталях, Ф. Найтингейл пишет мно-
го книг, статей о назначении, роли и подготовке сестер: «Заметки о
госпиталях», «Заметки о сестринском деле», «Как надо ухаживать за
больными», которые и сейчас не потеряли своей актуальности. В них
впервые были изложены представления о сестринском деле как про-