Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 124 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 124 Next Page
Page Background

13

стью трансформировалось как самостоятельная наука, имеющая рав-

ное значение с научной медициной и развивающаяся параллельно.

С 1955 по 1973 год в США активно шли разработки системного

подхода по оказанию сестринской помощи, ориентированные на по-

требности пациента. Впервые появляются понятия «сестринский про-

цесс» и «сестринский диагноз».

В 1973 году в Америке создана Национальная академия сестрин-

ских наук, а в 1985 году – Научный центр сестринских исследований.

Начался неуклонный рост престижа профессии медсестры, повысил-

ся ее социальный статус. Создание качественно нового уровня меди-

цинской помощи населению стало возможным при признании равно-

правия между врачебной практикой и сестринской.

Для общества реформы сестринского дела означают гуманизацию

системы здравоохранения, так как делают медицинскую помощь бо-

лее доступной для малоимущих слоев населения в условиях удорожа-

ния медицинских услуг.

История сестринского дела в России

На Руси впервые уход за нищими, слабыми, хромыми, слепыми

был организован в XI веке с созданием богаделен-убежищ в Киево-

Печерском монастыре, Переславле, Москве. Традиционно в России

монастыри были не только духовными, но и телесными лечебница-

ми. После принятия христианства при монастырях стали создаваться

«больничные палаты». То место, где боль кладет человека «ниц», ста-

ли называть «больницами». Со времен княжения Константина Все-

володовича Мудрого представители княжеского рода стали посещать

больных. В 30-х годах XII века Евпраксией Мстиславовной (внуч-

кой князя Владимира Мономаха) был написан первый отечественный

научно-медицинский трактат «Мази» по различным вопросам меди-

цины: гигиене, профилактике и лечению разных заболеваний. С уче-

том уровня развития европейской медицины начала XII века это было

выдающееся творение светлого ума русской женщины. Лекарским ис-

кусством занимались княжна Ефросиния, «лекарница» Натальица

Климентьевская. Образцом монастырских больниц как деятельного и

бескорыстного проявления справедливости и милосердия стала боль-