13
стью трансформировалось как самостоятельная наука, имеющая рав-
ное значение с научной медициной и развивающаяся параллельно.
С 1955 по 1973 год в США активно шли разработки системного
подхода по оказанию сестринской помощи, ориентированные на по-
требности пациента. Впервые появляются понятия «сестринский про-
цесс» и «сестринский диагноз».
В 1973 году в Америке создана Национальная академия сестрин-
ских наук, а в 1985 году – Научный центр сестринских исследований.
Начался неуклонный рост престижа профессии медсестры, повысил-
ся ее социальный статус. Создание качественно нового уровня меди-
цинской помощи населению стало возможным при признании равно-
правия между врачебной практикой и сестринской.
Для общества реформы сестринского дела означают гуманизацию
системы здравоохранения, так как делают медицинскую помощь бо-
лее доступной для малоимущих слоев населения в условиях удорожа-
ния медицинских услуг.
История сестринского дела в России
На Руси впервые уход за нищими, слабыми, хромыми, слепыми
был организован в XI веке с созданием богаделен-убежищ в Киево-
Печерском монастыре, Переславле, Москве. Традиционно в России
монастыри были не только духовными, но и телесными лечебница-
ми. После принятия христианства при монастырях стали создаваться
«больничные палаты». То место, где боль кладет человека «ниц», ста-
ли называть «больницами». Со времен княжения Константина Все-
володовича Мудрого представители княжеского рода стали посещать
больных. В 30-х годах XII века Евпраксией Мстиславовной (внуч-
кой князя Владимира Мономаха) был написан первый отечественный
научно-медицинский трактат «Мази» по различным вопросам меди-
цины: гигиене, профилактике и лечению разных заболеваний. С уче-
том уровня развития европейской медицины начала XII века это было
выдающееся творение светлого ума русской женщины. Лекарским ис-
кусством занимались княжна Ефросиния, «лекарница» Натальица
Климентьевская. Образцом монастырских больниц как деятельного и
бескорыстного проявления справедливости и милосердия стала боль-