27
но расширились функции медсестры. Сейчас мало выполнять различ-
ные манипуляции по назначению врача, жизнь ставит бóльшие требо-
вания. С позиций философии сестринского дела
медицинская сестра
выступает в роли:
• организатора и исполнителя ухода за пациентами;
• защитника интересов пациента;
• педагога-консультанта;
• исследователя;
• лидера;
• активного члена медицинской бригады.
Изменить взаимоотношения, сложившиеся в XIX–XX веках между
сестринским делом и медициной, нелегко.
Врачи привыкли видеть в медицинской сестре только техническо-
го помощника, исполнителя назначений. Да и многие сестры не хотят
думать и действовать, чтобы изменить положение сестринского дела в
системе здравоохранения и повысить престижность своей профессии.
Они привыкли, что вопросы сестринской компетенции решаются вра-
чами. Лечение и уход – две стороны одной медали. Разумеется, сестра
должна четко выполнять назначения врача, не может вольно толко-
вать их и отменять. Однако назначение врача можно выполнить фор-
мально: сделал процедуру и забыл о пациенте, а можно – творчески:
подойти к пациенту, да не один раз, узнать о самочувствии, об эффек-
тивности лечения и т.д. Для того чтобы в практическом здравоохране-
нии медицинская сестра могла выполнять функции не только испол-
нителя ухода, но и педагога, исследователя, лидера, необходимо изме-
нить мировоззрение врача и медсестры, уменьшить нагрузку на ме-
дицинскую сестру, изменить устаревшую систему управления в се-
стринском деле.
Взаимоотношения
медицинской сестры и пациента
В центре философии сестринского дела находится человек, уни-
кальное творение природы, обладающий биологическими, психоло-
гическими, социальными и духовными потребностями, человек, име-
ющий право на активную гармоничную жизнь и развитие, получение
сестринских услуг, независимо от вероисповедания и социального по-