4
Недостаточный профессиональный и низкий социальный ста-
тус медицинской сестры.
После окончания училища хотят работать
по специальности только 39,5% медсестер; ежегодно происходит сме-
на 18% медсестринского персонала; 90% времени медицинской се-
стры занимают обязанности, не требующие профессиональной се-
стринской подготовки; падение престижа сестринского труда вви-
ду обслуживания большого количества (20–30) больных, при кото-
ром работа медсестры больше походит на работу у конвейера; слабо
развита служба вспомогательного и младшего персонала. Сложилась
ситуация, когда медсестра взяла на себя помимо своих обязанностей
функции санитарки, а часть функций медсестры стали выполнять
врачи.
Недостаточный уровень подготовки и отсутствие перспектив
профессионального роста.
В сестринской профессии до 1991 года
не было возможности профессионального роста. Это единственная
область, где нельзя было по профессии получить высшее образова-
ние. С целью повышения уровня знаний медицинские сестры посту-
пали в медицинские вузы для получения профессии врача. В результа-
те происходил дисбаланс в соотношении работающих врачей и сестер.
В среднем соотношение врач:медсестра в России в настоящее время
равно 1:1,8 (в 1940 году – 1:3,3; в 1960 – 1:3,4; в 1980 – 1:1,7–1,59), тогда
как в европейских странах 1:4 или 1:8 (снижение соотношения ниже
1:6 считается неблагоприятным).
Помимо этого имело место несоответствие образовательных рос-
сийских программ по подготовке медсестер требованиям междуна-
родных стандартов, отсутствие квалифицированных преподавателей
из числа медсестер с высшим образованием (преподавание в коллед-
жах ведут врачи).
Юный возраст выпускников медицинских училищ – 18 лет (в дру-
гих странах 22–25) также имеет определенное значение. Возраст 15–
18 лет психологически характеризуется как возраст юношеской жесто-
кости, юношеского максимализма, когда в силу физиологических при-
чин невозможно требовать от индивидуума таких качеств как состра-
дание, милосердие, терпеливость, выдержанность – качеств, которые
определяют профессиональную пригодность медицинской сестры.