Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 124 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 124 Next Page
Page Background

4

Недостаточный профессиональный и низкий социальный ста-

тус медицинской сестры.

После окончания училища хотят работать

по специальности только 39,5% медсестер; ежегодно происходит сме-

на 18% медсестринского персонала; 90% времени медицинской се-

стры занимают обязанности, не требующие профессиональной се-

стринской подготовки; падение престижа сестринского труда вви-

ду обслуживания большого количества (20–30) больных, при кото-

ром работа медсестры больше походит на работу у конвейера; слабо

развита служба вспомогательного и младшего персонала. Сложилась

ситуация, когда медсестра взяла на себя помимо своих обязанностей

функции санитарки, а часть функций медсестры стали выполнять

врачи.

Недостаточный уровень подготовки и отсутствие перспектив

профессионального роста.

В сестринской профессии до 1991 года

не было возможности профессионального роста. Это единственная

область, где нельзя было по профессии получить высшее образова-

ние. С целью повышения уровня знаний медицинские сестры посту-

пали в медицинские вузы для получения профессии врача. В результа-

те происходил дисбаланс в соотношении работающих врачей и сестер.

В среднем соотношение врач:медсестра в России в настоящее время

равно 1:1,8 (в 1940 году – 1:3,3; в 1960 – 1:3,4; в 1980 – 1:1,7–1,59), тогда

как в европейских странах 1:4 или 1:8 (снижение соотношения ниже

1:6 считается неблагоприятным).

Помимо этого имело место несоответствие образовательных рос-

сийских программ по подготовке медсестер требованиям междуна-

родных стандартов, отсутствие квалифицированных преподавателей

из числа медсестер с высшим образованием (преподавание в коллед-

жах ведут врачи).

Юный возраст выпускников медицинских училищ – 18 лет (в дру-

гих странах 22–25) также имеет определенное значение. Возраст 15–

18 лет психологически характеризуется как возраст юношеской жесто-

кости, юношеского максимализма, когда в силу физиологических при-

чин невозможно требовать от индивидуума таких качеств как состра-

дание, милосердие, терпеливость, выдержанность – качеств, которые

определяют профессиональную пригодность медицинской сестры.