Table of Contents Table of Contents
Previous Page  61 / 124 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 61 / 124 Next Page
Page Background

61

МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА

На практике существуют различные модели сестринского ухода,

имеющие общие положения при различном подходе авторов к уходу и

роли медсестры. Основные модели ухода приведены в таблице 5.

В каждой модели рассматриваются следующие вопросы:

1. Роль медсестры.

2. Пациент как объект деятельности сестринского персонала.

3. Источник проблем пациента.

4. Цель ухода.

5. Способы и направленность сестринского вмешательства.

6. Ожидаемый результат.

Наиболее знакома и привычна нам

врачебная (медицинская) мо-

дель.

Работа медсестры сводится к роли «помощника врача», и набор се-

стринских вмешательств практически одинаков для разных пациен-

тов, имеющих одно и то же заболевание. Пациент рассматривается как

«носитель болезни». Внимание в основном уделяется установлению

анатомических, физиологических, биохимических причин и проявле-

ний болезни. В анамнезе выясняются социально-экономические, по-

литические факторы, приведшие к заболеванию, но решать их врачу

некогда и не входит в его обязанности.

Цель ухода

за пациентом – вос-

становить деятельность анатомических систем организма до исходно-

го уровня. Привести соответствующую систему в хорошее состояние

необходимо, выполняя назначения врача. Оценка качества и результа-

тов ухода проводится с помощью коэффициента уровня качества ле-

чения (УКЛ), который в большей степени отражает работу врача и не

указывает, что должно быть в центре внимания сестринской деятель-

ности.

Модель В. Хендерсон (1966).

Согласно этой модели, медсестра яв-

ляется одновременно и независимым специалистом, и помощником

врача. Пациент – целостная личность, поэтому важно его участие в

планировании и осуществлении ухода (во всех этапах сестринской по-

мощи). Источником проблем являются трудности в удовлетворении

потребностей: биологических, психологических и социальных. У здо-

ровых людей проблем при их удовлетворении не возникает, а при бо-

лезни, беременности, в детском и младенческом возрастах и старости

человек может испытывать трудности.