Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 124 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 124 Next Page
Page Background

8

XX века. В XII веке во времена крестовых походов появляются го-

спитализированные медицинские отряды. Таким был Орден свято-

го Лазаря в Иерусалиме для ухода за прокаженными (отсюда пошло

слово «лазарет»). Появление учения, трактата об уходе приходится на

XIII век, когда в Салернской школе Арнольд из Виллановы пишет по-

эму «Салернский кодекс здоровья». В этом кодексе сформулированы

правила режима дня и питания, подробно рассмотрены свойства раз-

личных пищевых продуктов, описаны виды темперамента, даны све-

дения о строении человеческого тела. Ученые этой школы написали

множество сочинений, посвященных уходу за больными. Феррарий

написал исследования о лихорадке, Музандин – сочинение о приго-

товлении кушаний и напитков для больных.

Третий образ –

слуга

относится к периоду, когда помощь стали

оказывать люди, имеющие специальное образование. Недостатком

было то, что медицинская сестра выступала лишь в роли исполните-

ля назначений врача.

Основную роль в развитии сестринского дела сыграла

Флоренс

Найтингейл (1820–1910)

– английская сестра милосердия, посвятив-

шая всю свою жизнь улучшению санитарных условий в больницах,

много сделавшая для снижения смертности среди раненых на поле

боя, создавшая систему подготовки сестер милосердия в Англии. Бла-

годаря её деятельности сестринское дело оформилось в качестве само-

стоятельной профессии.

В итальянском городе Флоренции есть старинный храм Св. Кре-

ста. Здесь в овальной нише стоит изваяние женщины с лампой. У его

подножия надпись:

«Флоренция Найтингейл, героиня Крыма, «жен-

щина с лампой», как называли её больные и раненые солдаты, за ко-

торыми она самоотверженно ухаживала в госпитале в течение дол-

гих и тяжелых ночей. Она была примером служения людям и прооб-

разом международного милосердия, носителем которого стал позд-

нее Красный Крест».

Родилась она во Флоренции (Италия) в богатой аристократической

семье, получила блестящее образование: знала древнегреческий, ла-

тинский, французский, немецкий и итальянский языки; изучала исто-

рию, математику, естественные науки, литературу, занималась живо-