87
ность
Ребенка
спровоцирует переход
Взрослого
к позиции «опекаю-
щего
Родителя
».
Общение
Родителя
и
Ребенка
чаще всего взаимодополняемо, хотя
может носить как спокойный характер, в случае «послушного
Ребен-
ка
», так и конфликтный, в случае «бунтующего
Ребенка
», (Л.Д. Сто-
ляренко, 2001).
Общение двух
Родителей
является чрезвычайно взрывоопасной
ситуацией и всегда чревато конфликтом – явным или скрытым. Чтобы
избежать конфликта в данном случае как минимум одному из собе-
седников необходимо изменить свою ролевую позицию, например, на
позицию «послушного
Ребенка
» (т.е. стать на время «подчиненным»)
или на
Взрослого
, способного спокойно и мудро воспринимать любые
выпады, претензии, указания и т.п.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Существует несколько правил эффективного общения, знание ко-
торых поможет медицинскому работнику установить психологиче-
ский контакт с пациентом, поддерживать атмосферу доверия и даст
возможность взаимодействия и сотрудничества в борьбе с недугом
(болезнью).
Эти простые правила также помогут создать и сохранить спокой-
ную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу как в кол-
лективе, так и в общении с пациентами:
1. Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собесед-
ника.
2. Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека,
с которым вы общаетесь. Выразите это словами одобрения и похвалы.
3. Будьте открыты, благожелательны, позитивны и приветливы.
4. Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.
5. Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей.
Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не ина-
че. Не допускайте раздражения и критики.
6. Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь
вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, же-
ланий. Говорите с человеком на понятном ему языке.