88
7. Умейте поставить себя на место другого человека, чтобы понять
его.
8. Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь
быть внимательным слушателем.
9. Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте
разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств.
Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на фактах
или явлениях.
10. Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы уни-
зить и не уязвить его самолюбие. (Д.А. Шкуренко, 2002).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ
И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Часто причиной неэффективного общения, взаимонепонимания и
даже конфликтов между людьми становятся неверные психологиче-
ские установки и представления, которые называют
психологически-
ми барьерами
в общении.
Выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся, барьеры в
общении. (М.В. Удальцова, Л.К. Аверченко, 1999).
1. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.
Этот барьер проявляется следующим образом: человек начинает не-
гативно относиться к своему собеседнику или партнеру по общению
беспричинно или в результате первого впечатления. Необходимо уви-
деть свое предвзятое отношение к собеседнику, проанализировать
возможные причины его возникновения и мотивы, способствовавшие
этому, и постараться изменить свою позицию.
2. Барьер отрицательной установки, введенной кем-либо в ваше со-
знание. Как правило, этот барьер возникает на основе отрицатель-
ной информации, введенной кем-либо в сознание человека, на основа-
нии чего заранее формируется негативная установка по отношению к
определенному человеку, возможно, даже ранее незнакомому. В этом
случае необходимо осознать всю «внедренную» в ваше сознание не-
гативную информацию как своего рода программу, искажающую чи-
стое, объективное восприятие собеседника, и освободиться от лю-
бой тенденциозности и предвзятости в общении. В процессе общения