90
образ жизни, привычки, жизненные установки, идеалы и, наоборот, то
же самое наблюдается со стороны молодого поколения по отношению
к старшим.
Необходимо знать о существовании данного барьера и стараться
преодолевать его в себе, культивируя позитивное, понимающее, до-
брожелательное отношение к людям любого возраста.
Перечисленные выше барьеры являются лишь малой вершиной
айсберга существующих возможных препятствий для понимания
между людьми.
Важно помнить, что психологические барьеры возникают испо-
дволь, незаметно (постепенно) и, как правило, не замечаются самим
человеком. Поэтому важно постоянно анализировать процесс своего
общения с другими, учиться смотреть на себя «со стороны», глазами
своих собеседников.
Завершение общения.
Важным искусством является умение за-
вершать процесс общения. Надо учитывать, что лучше всего запо-
минается последняя информация в разговоре, хуже – начало, совсем
стирается середина. Поэтому при завершении коммуникации важно
выделить главное, сделать выводы. Кроме того, необходимо помнить
правило хорошего тона – собеседник должен уйти с хорошим настро-
ением, будь то коллега-приятель или занудный пациент.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Ответить на вопросы
1. Назвать причины, тормозившие развитие сестринского дела в
России.
2. Назвать основные этапы развития сестринского дела за рубежом.
3. Ф. Найтингейл – основательница сестринского дела.
4. Сестринское дело в России до XVIII века.
5. Роль общин сестер милосердия в России.
6. Деятельность сестер милосердия в годы Крымской войны.
7. Развитие сестринского дела в годы Советской власти.
8. Развитие сестринского дела в обновленной России. Перспективы
развития сестринского дела в России.
9. Сестринское дело в Удмуртской Республике.