Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 70 Next Page
Page Background

15

расспросе и объективном исследовании больного, включая лаборатор-

ные и инструментальные методы.

Первоначально выделяют ведущий симптом (один или два) или

группу сочетанных симптомов (симптомокомплекс, синдром). Необ-

ходимо подчеркнуть важность правильного выбора ведущего симпто-

ма или симптомокомплекса, так как от этого во многом зависит успех

диагностической работы врача. Чем опытней и эрудированней врач,

тем легче ему удается правильный выбор.

Затем вспоминают (или составляют перечень) заболеваний, при кото-

рых эти симптомы (или симптомокомплекс) обычно встречаются (реко-

мендуется не менее двух). Причем из предполагаемых заболеваний сле-

дует иметь в виду, прежде всего, наиболее распространенные из них.

Следующий этап: последовательное исключение как маловероят-

ных, тех заболеваний, для которых характерен ряд несходных (отли-

чающихся) признаков, отсутствующих у курируемого больного. Ина-

че говоря, пытаются выявить не столько сходство симптомов диффе-

ренцируемых заболеваний, сколько наличие существенных различий

или противоречий между ними. При этом, начав дифференциальную

диагностику с основных (ведущих) симптомов, проводят ее затем пе-

рекрестным методом по всем остальным симптомам, в том числе вы-

явленным лабораторными и инструментальными методами, не опу-

ская ни одного из них.

Таким образом, одно за другим исключают все, кроме одного, за-

болевания из составленного ранее списка. Важно выделить и те сим-

птомы, которые не укладываются в «прокрустово ложе» предполагае-

мого диагноза, чтобы решить категорически ли они противоречат ему

(напр., гистамин – рефрактерная ахлоргидрия или ахилия – диагнозу

язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки) или могут встречать-

ся при атипичном или осложненном течении данного заболевания, то

есть относятся к индивидуальным особенностям его течения.

Непременным условием успешного проведения дифференциаль-

ной диагностики является знание характерных признаков для пред-