53
Тема 9. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПАЛЕНИЯ.
МЕДИАТОРЫ ВОСПАЛЕНИЯ. КЛЕТОЧНЫЕ
И МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ВОСПАЛЕНИИ
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Студент должен
знать:
▪▪ основные исторические этапы изучения воспаления;
▪▪ учёных, внесших вклад в изучение различных разделов воспа-
ления;
▪▪ медиаторы воспаления, их морфологический эффект;
▪▪ клеточные и молекулярные процессы в тканях и органах при
воспалении.
Студент должен
уметь:
▪▪ описать различия действия клеточных и сосудистых медиато-
ров воспаления;
▪▪ описать клеточные и молекулярные реакции, происходящие
при воспалении.
Студент должен
владеть
:
▪▪ навыками морфологической диагностики воспаления на макро-
скопическом и микроскопическом уровнях.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Как патологический процесс, лежащий в основе большинства забо-
леваний человека,
воспаление
является центральной проблемой пато-
логии на протяжении всей истории учения о болезни. Формирование
представлений о сущности воспаления издавна было тесно связано с
развитием взглядов на природу болезни.
Принято считать, что история учения о воспалении началась с Гип-
пократа (460–377 гг. до н. э.), хотя, несомненно, и ранее люди знали
об этом процессе. Римский учёный А. Цельс (25 г. до н. э.–50 г. н. э.)
выделил основные внешние симптомы воспаления: красноту
(rubor)
,
опухоль
(tumor)
, жар
(calor)
и боль
(dolor)
.
Позже К. Гален прибавил ещё один признак – нарушение функции
(functio laesa)
. Сущность воспаления, его место в патологии интере-