61
Тема 14.
Расстройства водного обмена.
Нарушение кислотно-основного состояния
Цель:
изучить типовые расстройства водного обмена, механизмы
развития гипогидратации, отека, нарушений кислотно-основного со-
стояния.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Механизмы регуляции водно-электролитного баланса. Роль ренин-
ангиотензиновой системы, натрийуретического фактора в водном балансе
организма.
2. Механизмы транскапиллярного обмена воды.
3. Гипогидратация, виды, патогенетические механизмы.
4. Отеки, патогенетическая классификация.
5. Патогенез различных видов отеков.
6. Понятие о кислотно-основном состоянии (КОС) организма. Основные
показатели КОС.
7. Роль буферных систем, почек, легких, печени, желудочно-кишечного
тракта в регуляции КОС.
8. Причины, механизмы нарушений физиологических функций, основ-
ные проявления изменений КОС:
• при ацидозах,
• при алкалозах.
9. Проанализируйте схемы (рис. 21–22) с точки зрения патогенеза отеков:
• механических (застойных),
• онкотических,
• осмотических,
• мембраногенных,
• лимфатических.
Обмен жидкости между сосудами и тканями происходит через
капиллярную стенку. Согласно классической теории Э. Старлинга
(1896), этот процесс определяется следующими факторами:
1) гидростатическим давлением крови в капиллярах и давлением
межтканевой жидкости;
2) коллоидно-осмотическим давлением плазмы крови и тканевой
жидкости;
3) проницаемостью капиллярной стенки.