Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 144 Next Page
Page Background

13

чаем посредством анализаторов, каждый из которых, как известно,

состоит из периферической части (рецептора), проводящих нервных

путей и центральной части, включающей в себя подкорковые и корко-

вые нервные центры головного мозга, ответственные за распознавание

того или иного ощущения. Каждый из анализаторов отвечает за какой-

то один вид ощущений или, как еще говорят в психологии, за одну

модальность. Всего у человека имеется восемь анализаторов (а вовсе

не пять, вопреки распространенному мнению): зрительный, слуховой,

тактильный, обонятельный, вкусовой, гравитационный, проприоцеп-

тивный и интероцептивный. Ощущения, получаемые через каждый из

этих анализаторов, характеризуются различными свойствами, на рас-

смотрении которых мы не будем останавливаться в рамках нашей кра-

ткой лекции, поскольку это не входит в нашу задачу.

Для того, чтобы из отдельных ощущений сложилось целостное

восприятие, ощущения должны объединиться в нашей психике в не-

кий образ. Этот процесс объединения отдельных ощущений в целост-

ный образ получил название

сенсорного синтеза

. Так, например,

восприятие образа стола подразумевает объединение зрительных

ощущений его формы, цвета, размера, тактильных ощущений харак-

тера его поверхности, проприоцептивных ощущений веса стола (если

его приподнять) и еще многих других ощущений. Иногда этот про-

цесс сенсорного синтеза может нарушаться. В психиатрии этот вид

расстройств восприятия так и называется – расстройства сенсорного

синтеза. При этих расстройствах окружающие предметы узнаются

больным, но предстают перед ним в искаженном виде: измененными

по форме, цвету, размеру, положению по отношению к другим пред-

метам и т.д. При расстройствах сенсорного синтеза может также ис-

кажаться и восприятие собственного тела.

Однако одних ощущений, даже и объединенных между собой по-

средством сенсорного синтеза, для полноценного процесса восприя-

тия недостаточно. Еще одним важным компонентом данного процесса

является представление.

Представление 

– это след прежних восприя-

тий в памяти человека, сохраняющийся в виде целостного образа. Роль

представления в акте восприятия состоит в том, что оно необходимо

для узнавания окружающих объектов. Узнавание происходит посред-

ством сопоставления образа, сформированного в процессе сенсорного