13
чаем посредством анализаторов, каждый из которых, как известно,
состоит из периферической части (рецептора), проводящих нервных
путей и центральной части, включающей в себя подкорковые и корко-
вые нервные центры головного мозга, ответственные за распознавание
того или иного ощущения. Каждый из анализаторов отвечает за какой-
то один вид ощущений или, как еще говорят в психологии, за одну
модальность. Всего у человека имеется восемь анализаторов (а вовсе
не пять, вопреки распространенному мнению): зрительный, слуховой,
тактильный, обонятельный, вкусовой, гравитационный, проприоцеп-
тивный и интероцептивный. Ощущения, получаемые через каждый из
этих анализаторов, характеризуются различными свойствами, на рас-
смотрении которых мы не будем останавливаться в рамках нашей кра-
ткой лекции, поскольку это не входит в нашу задачу.
Для того, чтобы из отдельных ощущений сложилось целостное
восприятие, ощущения должны объединиться в нашей психике в не-
кий образ. Этот процесс объединения отдельных ощущений в целост-
ный образ получил название
сенсорного синтеза
. Так, например,
восприятие образа стола подразумевает объединение зрительных
ощущений его формы, цвета, размера, тактильных ощущений харак-
тера его поверхности, проприоцептивных ощущений веса стола (если
его приподнять) и еще многих других ощущений. Иногда этот про-
цесс сенсорного синтеза может нарушаться. В психиатрии этот вид
расстройств восприятия так и называется – расстройства сенсорного
синтеза. При этих расстройствах окружающие предметы узнаются
больным, но предстают перед ним в искаженном виде: измененными
по форме, цвету, размеру, положению по отношению к другим пред-
метам и т.д. При расстройствах сенсорного синтеза может также ис-
кажаться и восприятие собственного тела.
Однако одних ощущений, даже и объединенных между собой по-
средством сенсорного синтеза, для полноценного процесса восприя-
тия недостаточно. Еще одним важным компонентом данного процесса
является представление.
Представление
– это след прежних восприя-
тий в памяти человека, сохраняющийся в виде целостного образа. Роль
представления в акте восприятия состоит в том, что оно необходимо
для узнавания окружающих объектов. Узнавание происходит посред-
ством сопоставления образа, сформированного в процессе сенсорного