Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 144 Next Page
Page Background

15

ностью и яркостью, словно этот объект по-прежнему воспринимается

им в данную минуту. Например, человек, обладающий зрительным

эйдетизмом, посмотрев на дерево, может затем настолько ярко пред-

ставить его себе, что с точностью расскажет, сколько сучьев отходит

от той или иной ветки, сколько на той или иной ветке листьев и т.д.

А человек со слуховым эйдетизмом может с первого раза с точностью

запомнить какую-либо мелодию, так что потом сможет без труда

«слушать» ее в своем воображении по памяти.

Синестезия

 – это возникновение ощущений в каком-либо анали-

заторе в ответ на раздражение другого анализатора. Известным при-

мером синестезии является так называемый цветовой слух, когда тот

или иной звук, воспринимаясь человеком, одновременно вызывает

у него зрительное ощущение того или иного цвета. Как эйдетизм, так

и синестезия обычно сочетаются с творческой одаренностью и неред-

ко встречаются у людей творческих профессий (художников, музы-

кантов, поэтов).

2.1.2. Внимание

Следующий психический процесс, о котором мы будем гово-

рить, – это внимание.

Внимание

 – процесс концентрации психиче-

ской деятельности на каком-либо объекте или какой-либо деятельно-

сти. По-видимому, основная роль в поддержании нашего внимания

принадлежит структурам ретикулярной формации. Внимание может

быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Не-

произвольное внимание

возникает при воздействии на наши органы

чувств очень сильного, внезапного или чрезвычайно яркого раздра-

жителя. При этом внимание концентрируется на данном раздражите-

ле без каких-либо волевых усилий, т.е. непроизвольно.

Произвольное

внимание

требует для своей концентрации волевых усилий со сторо-

ны человека. Произвольным вниманием мы пользуемся при осущест-

влении большинства видов целенаправленной деятельности. Наконец,

послепроизвольное внимание

 – это внимание, которое, как и непроиз-

вольное, не требует для своего поддержания волевых усилий, но воз-

никает оно после более или менее продолжительного сосредоточения

на каком-либо объекте или какой-либо деятельности произвольного