18
Существует два основных способа запоминания информации –
механическое и опосредованное.
Механическое
запоминание
(«зу-
брежка») осуществляется посредством многократного повторения
информации, которую необходимо запомнить. Опосредованное же
запоминание осуществляется путем установления логических связей
новой информации со старой, которая уже хранится в памяти челове-
ка.
Опосредованное
запоминание
является более эффективным, но его
развитость в значительной степени зависит от общего интеллектуаль-
ного уровня индивида.
2.1.4. Мышление
Мышление
представляет собой процесс отражения наиболее
существенных свойств предметов и явлений, а также связей между
ними. Главное значение мышления для человека состоит в том, что
оно позволяет прогнозировать развитие ситуации и соответствую-
щим образом планировать свои действия. У человека существует три
уровня мышления: наглядно-действенное, конкретно-образное и аб-
страктно-логическое.
Наглядно-действенное мышление
– наиболее
примитивный вид мышления, оно осуществляется посредством проб
и ошибок.
Конкретно-образное мышление
– более высокий его уро-
вень, оно оперирует представлениями, т.е. чувственными образами
предметов. Наконец,
абстрактно-логическое мышление
– это самый
высокий его уровень, оперирующий понятиями, суждениями и умоза-
ключениями. В процессе возрастного развития человека у него сперва
формируется наглядно-действенное мышление, затем конкретно-об-
разное и, наконец, абстрактно-логическое. Уже к подростковому воз-
расту у человека в норме должно преобладать абстрактно-логическое
мышление, хотя остальные виды мышления также сохраняются на
всю жизнь и в определенных ситуациях играют важную роль. Если
же у подростка все еще преобладает конкретно-образное или даже на-
глядно-действенное мышление, это говорит о наличии у него наруше-
ния психического развития.
Остановимся подробнее на формах абстрактно-логического мышле-
ния. Самой элементарной из них является понятие.
Понятие
отража-
ет наиболее существенные свойства предмета или явления, игнорируя