Table of Contents Table of Contents
Previous Page  46 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 46 / 144 Next Page
Page Background

44

Лекция 5

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

5.1. Понятие внутренней картины болезни

и её структура

Разговор о психологии больного следует начать с понятия вну-

тренней картины болезни. Как известно, всякая болезнь имеет свою

клиническую картину, складывающуюся из ее внешних проявлений,

т. е. клиническая картина болезни – это то, как болезнь «выглядит»

с позиции внешнего наблюдателя. Однако наряду с этим любая бо-

лезнь так или иначе воспринимается и оценивается и самим болею-

щим человеком, поскольку имеет свою субъективно-психологиче-

скую сторону. Эта субъективно-психологическая сторона болезни

и получила название внутренней картины болезни. Иными словами,

внутренняя картина болезни

 – это весь комплекс душевных пере-

живаний больного по поводу своего заболевания. Понятие внутрен-

ней картины болезни ввел в науку известный отечественный терапевт

Роман Альбертович Лурия, отец выдающегося отечественного психо-

лога Александра Романовича Лурия, в своей книге «Внутренняя кар-

тина болезни и ятрогенные заболевания», вышедшей в 1944 году.

Во внутренней картине болезни принято выделять четыре ком-

понента или уровня: чувственный (сенсорный), эмоциональный (аф-

фективный), интеллектуальный (когнитивный) и поведенческий (мо-

тивационный).

Чувственный

уровень

внутренней картины болезни

объединяет в себе все ощущения, вызванные болезнью. Это могут

быть такие проявления, как дискомфорт, боль, жар, озноб, зуд, паре-

стезии, сенестопатии и т.д.

Эмоциональный

уровень

составляют все

эмоциональные переживания больного, связанные с его болезнью:

тревога, страх, раздражение, гнев, тоска, эйфория и т.д.

Интеллекту-

альный уровень

формируется знаниями и представлениями больного

о его болезни, в частности, о ее причинах, внутренних механизмах,

прогнозе, методах лечения и т.д. Наконец,

поведенческий уровень

от-

ражает то, как болезнь включена в иерархию потребностей человека

и насколько его поведение способствует борьбе с ней. Данный уро-

вень является результатом взаимодействия всех остальных уровней.