56
дения, их необходимо корректно, но твердо пресекать, всегда строго
согласуя свои действия с действующими нормативными документа-
ми, а также нормами медицинской этики. Все-таки доброжелательное
и корректное поведение врача позволяет в большинстве случаев сни-
зить подозрительность таких больных, избежать конфликта и устано-
вить с ними сотрудничество в лечебных целях.
Наконец, последняя из рассматриваемых личностных реакций
на болезнь –
дисфорическая реакция
. Курация больных с данной ре-
акцией для врача также представляет значительную сложность. Та-
ких больных отличает напряженно-злобное настроение, они грубо
ведут себя по отношению к медицинскому персоналу. Часто у боль-
ных с дисфорической реакцией на болезнь отмечается зависть и не-
нависть к здоровым людям, а иногда даже стремление намеренно
навредить им. Подобная реакция на болезнь обычно возникает при
тяжелых заболеваниях, возможно имеющих неблагоприятный про-
гноз, и больной своим поведением как бы демонстрирует, насколь-
ко несправедливо, что он тяжело болеет, а другие люди при этом
могут счастливо жить и радоваться жизни. Нередко дисфорическая
реакция сопровождается склонностью к алкоголизации, поскольку
больные с помощью алкоголя стремятся уменьшить свое душевное
напряжение. Дисфорическая реакция на болезнь чаще всего от-
мечается у эксплозивных эпилептоидов (у которых возбудимость
преобладает над эмоциональной вязкостью), у больных эпилепсией
и людей с резидуально-органическим поражением головного мозга.
Данная реакция существенно затрудняет терапевтический кон-
такт с больным и потому нуждается в коррекции. Главная уста-
новка, которую должен принять врач, работая с таким больным, –
не принимать его грубость на свой счет. Необходимо понять, что
грубость больного – это форма его протеста против несправедли-
вости судьбы, и если она оказывается направленной на врача, то
врач как человек тут абсолютно не причем. При общении с таким
больным нужно уметь сохранять душевное равновесие и ни в коем
случае не позволять себе отвечать грубостью на его грубость. При
удобном случае можно попытаться вызвать такого больного на
разговор о его переживаниях, связанных с болезнью, и если от-
кровенный разговор получится, это может снизить уровень агрес-
сивности пациента.