96
В процессе своего развития и становления психотерапевтическая
группа проходит ряд стадий групповой динамики. Первая стадия –
ориентация и зависимость, когда члены группы демонстрируют свою
беспомощность, ищут руководства со стороны и ждут конкретных
указаний от психотерапевта. Вторая стадия – конфликты и протест.
На этой стадии участники группы, не получив конкретных указа-
ний от психотерапевта, начинают отреагировать друг на друге свою
агрессию, связанную с их неоправдавшимися ожиданиями. Третья
стадия – развитие сплоченности. На этой стадии происходит форми-
рование структуры группы и распределение групповых ролей. На-
конец, четвертая стадия – конструктивно работающая группа, когда
участники начинают работать в группе над своими индивидуальны-
ми проблемами.
Немаловажный вопрос для групповой психотерапии – число
участников группы. В слишком маленькой группе не запускаются
процессы групповой динамики, слишком большая группа начина-
ет распадаться на подгруппы. Оптимальной считается численность
психотерапевтической группы в 8–12 человек. Психотерапевтическая
группа должна быть однородной по нозологическому составу и по воз-
можности разнородной по другим характеристикам участников (воз-
раст, пол, социальный статус, уровень образования и т.д.), поскольку
такое разнообразие способствует групповой динамике.
Групповая психотерапия применяется при многих заболеваниях,
но все-таки основными показаниями к ней являются неврозы, пси-
хопатии, шизофрения и наркологические заболевания. Наиболее из-
вестными методами групповой психотерапии являются Т-группы
(К. Левин), группы встреч (К. Роджерс), гештальт-группы (Ф. Перлс),
психодрама (Я. Морено), групп-аналитическая психотерапия (Г. Сал-
ливан) и групповая патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев).
Последняя группа психотерапевтических методов, на которой
мы остановимся –
игровая психотерапия
. К данной группе отно-
сятся психотерапевтические методы, построенные на игре. Игровая
психотерапия используется в детской практике. Здесь она заменяет
аналитические и рациональные методы, поскольку у детей еще не
сформированы необходимые для лечения данными методами вер-
бальные и понятийные навыки. В процессе игровой психотерапии ис-