Table of Contents Table of Contents
Previous Page  98 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 98 / 144 Next Page
Page Background

96

В процессе своего развития и становления психотерапевтическая

группа проходит ряд стадий групповой динамики. Первая стадия –

ориентация и зависимость, когда члены группы демонстрируют свою

беспомощность, ищут руководства со стороны и ждут конкретных

указаний от психотерапевта. Вторая стадия – конфликты и протест.

На этой стадии участники группы, не получив конкретных указа-

ний от психотерапевта, начинают отреагировать друг на друге свою

агрессию, связанную с их неоправдавшимися ожиданиями. Третья

стадия – развитие сплоченности. На этой стадии происходит форми-

рование структуры группы и распределение групповых ролей. На-

конец, четвертая стадия – конструктивно работающая группа, когда

участники начинают работать в группе над своими индивидуальны-

ми проблемами.

Немаловажный вопрос для групповой психотерапии – число

участников группы. В слишком маленькой группе не запускаются

процессы групповой динамики, слишком большая группа начина-

ет распадаться на подгруппы. Оптимальной считается численность

психотерапевтической группы в 8–12 человек. Психотерапевтическая

группа должна быть однородной по нозологическому составу и по воз-

можности разнородной по другим характеристикам участников (воз-

раст, пол, социальный статус, уровень образования и т.д.), поскольку

такое разнообразие способствует групповой динамике.

Групповая психотерапия применяется при многих заболеваниях,

но все-таки основными показаниями к ней являются неврозы, пси-

хопатии, шизофрения и наркологические заболевания. Наиболее из-

вестными методами групповой психотерапии являются Т-группы

(К. Левин), группы встреч (К. Роджерс), гештальт-группы (Ф. Перлс),

психодрама (Я. Морено), групп-аналитическая психотерапия (Г. Сал-

ливан) и групповая патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев).

Последняя группа психотерапевтических методов, на которой

мы остановимся –

игровая психотерапия

. К данной группе отно-

сятся психотерапевтические методы, построенные на игре. Игровая

психотерапия используется в детской практике. Здесь она заменяет

аналитические и рациональные методы, поскольку у детей еще не

сформированы необходимые для лечения данными методами вер-

бальные и понятийные навыки. В процессе игровой психотерапии ис-