243

1.3. Создание сестринской профессии Формирование сестринской профессии связано с именем англи­ чанки Ф. Найтингейл (1820 - 1910). Она родилась в аристократиче­ ской семье, получила блестящее образование, владела пятью языками. В 1851 году Ф. Найтингейл стала сестрой милосердия протестантской общины, основанной пастором Теодором Флиндером. В 1853 году она уже была заведующей больницей для бедных в Лондоне, а во время эпидемии холеры работала сестрой милосердия в «холерной больни­ це». Во время Крымской войны (англичане называют ее Восточной) Ф. Найтингейл во главе сестринского отряда из 38 человек приехала в английский госпиталь в г. Скутари (Турция). Это произошло 5 ноя­ бря 1854 года, однако английские медсестры оказались в Крыму только в начале 1855 года (естественно по другую линию фронта). Поначалу Ф. Найтингейл встретила недоверие и неприязнь со стороны врачей мужчин. Однако, обладая высокими полномочиями (полученными ею от верховной британской власти), она так наладила уход за ранеными и больными, что это привело к резкому снижению смертности в анг­ лийских лазаретах. В определенном смысле, именно благодаря дея­ тельности Ф. Найтингейл был сделан решительный шаг, следствием которого стало окончательное оформление сестринской профессии «в чистом виде». Война - это всегда «социальный хаос». В данном слу­ чае речь идет о том, что раньше медицинская помощь почти целиком сводилась к хирургическим операциям, а высокая послеоперационная смертность в значительной степени зависела от нехирургических при­ чин (прежде всего от инфекции и недостаточного питания). Творческий, энергичный подход Ф. Найтингейл, организовавшей уход за ранены­ ми, внесшей разумное начало в ведении больных, перенесших хирур­ гические операции, не только оказался медицински эффективным, но и стал предпосылкой рождения сестринской профессии. В 1860 году Ф. Найтингейл организовала в госпитале Св. Томаса в Лондоне пер­ вую в мире школу медсестер. Здесь особое значение придавалось сани­ тарно-гигиеническим знаниям. Профессиональная подготовка медсе­ стер стала отождествляться преимущественно с научной подготовкой. Изменилась сама мотивация профессионального поведения медсестер: идеал помощи больному человеку стал осознаваться через преданное 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy