243

выпятиться, подчеркнуть перед больным свою особую роль и ме­ сто в лечебном процессе. Тем самым нарушается служебная дисци­ плина и субординация, деформируется принцип коллективизма в лечебном учреждении. Медицинская сестра, беря на себя функции врача и как бы подменяя его, начинает по своей инициативе, без всяких на то поводов и вопросов со стороны больного, активно да­ вать всяческие «разъяснения» относительно заболевания, тракто­ вать результаты исследований и анализов. Иной раз медицинская сестра, не согласовав с лечащим врачом и независимо от него, дает те или иные советы и лечебные рекомен­ дации. Такое «превышение власти» и «усердие не по возможностям и не по праву» не только создают разнобой и подрывают четкость и слаженность действий в медицинском коллективе, но и могут оказать­ ся вредными и даже опасными для больного. «Трактовка» медицинской сестрой данных анализов и инструментальных исследований, к сожа­ лению, не столь уж редка в лечебных учреждениях, это один из основ­ ных источников «сестрогении». Неуместная активность медицинской сестры питается гипертрофированным самолюбием, психологической неготовностью выполнять роль помощницы врача достойно и скромно. Такая медицинская сестра считает для себя зазорным отослать больно­ го за советом и указанием к врачу. Она убеждена, что может все ука­ зания и разьяснения больному дать лучше, чем врач, тем более что он молодой и неопытный, а она уже давно здесь работает. Иногда медицинская сестра берется трактовать и разъяснять дан­ ные анализов и результаты исследований своих знакомых или род­ ственников. В небольших населенных пунктах, где у медицинских сестер лечебных учреждений много знакомых, это немаловажная причина («утечка информации» к больным) является источником «сестрогении». Этот канал «избыточной» и ненужной, некомпетен­ тно толкуемой медицинскими сестрами, а потом и больными ин­ формации об анализах и исследованиях был причиной тревоги или депрессии у ряда больных. Это порождало порой «на ровном ме­ сте», без всяких действительных оснований, волнения, напряжения, психическую травматизацию больных. Специальная, настойчивая работа с медицинскими сестрами, разбор ошибок, четкость и ко­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy