243

кологическую помощь женщинам, что стало серьезным препятствием для дальнейшего развития акушерства как раздела научной медицины. В то же время это решение церковной власти в Европе закрепило за по­ вивальным делом статус «женской профессии». Последующее станов­ ление женского образования началось именно с открытия акушерских школ (в России - «Школы присяжных повивальных бабок»). Что касается собственно сестринского дела, т.е. науки и искусства ухода за больными, то его предыстория самым тесным образом связана с христианской религией. Термин «сестра милосердия» был предло­ жен французским священником Викентием Полем, который в 1617 го­ ду организовал первую общину сестер милосердия. Он говорил, что милосердие - это важнейшее качество христианина, а главным его делом является посещение бедных и больных и помощь им. Спустя 24 года в рамках общины была создана специальная школа по обуче­ нию сестер. Первые сестры милосердия не должны были быть мона­ хинями, не давали никакого обета и носили светское платье. В то же время основу Устава общины, опубликованного В. Полем в 1665 году, конечно, составили христианские идеалы. В XVIII в. В. Поль был ка­ нонизирован католической церковью, он считается покровителем бла­ готворительной деятельности. В Германии, Италии, Австрии, Чехии католические общины сестер милосердия стали образовываться в первой половине XIX в. К этому же времени относится деятельность на ниве благотворительности про­ тестантского немецкого пастора Теодора Флиднера, который по образ­ цу общин первых христиан создал общину диаконис, а также органи­ зовал специальную школу для обучения женщин уходу за детьми из малоимущих семей и больными бедняками. Вступлению в общину ди­ аконис предшествовал церковный обряд, однако члены общины сохра­ няли связь со своими семьями, право на свое имущество и т.д. Такие общины возникли в середине XIX в. в США и на Ближнем Востоке (в Иерусалиме и т.д.) - (А.Я. Гуревич, 1992). 1.2. История сестринского дела в России В России, освободившейся от татаро-монгольского ига, орга­ низованная медицинская помощь населению оказывалась только в монастырях. Например, в больницы Троице-Сергиевой лавры, Симоновского, Чудова монастырей поступали раненые с Куликова 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy