243

Но теперь представим ситуацию, когда врача рядом нет, а состоя­ ние больного стремительно ухудшается. Грамотная и опытная мед­ сестра убеждена в крайней необходимости внутривенного введения определенного лекарственного средства. Здесь та же самая дилемма: закон запрещает медсестре применение данной манипуляции по сво­ ему усмотрению, но моральный и профессиональный долг требует этого от нее. 2.4. Уважение человеческого достоинства пациента Статья 4 Этического кодекса... («Уважение к человеческому досто­ инству пациента») гласит: «Медицинская сестра должна быть постоян­ но готова оказать компетентную помощь пациенту, независимо от его возраста, пола, характера заболевания, расовой и национальной при­ надлежности, религиозных или политических убеждений, социально­ го или материального положения или других различий». Во-первых, этический запрет на дискриминацию пациентов при оказании медицинской помощи, осуществлении сестринского ухода есть конкретизация важнейшей нормы международного права. Задолго до появления «Всеобщей декларации прав человека» ООН (1948) зна­ чение данного требования профессиональной медицинской этики по­ казал Ф.П. Гааз. Во-вторых, медицинские работники, к сожалению, очень часто не отдают себе отчета в том, как широко распространена дискри­ минация пациентов в медицинских учреждениях в зависимости от возраста («Ну чего вы хотите, ему/ей 80 лет»), от характера забо­ левания (когда это больные венерическими заболеваниями, ВИЧ- инфицированные, гомосексуалисты, душевнобольные, наркоманы, алкоголики) и т.д. Однако эти отдельные примеры теряются в огромной массе других, когда на бессознательном уровне, в силу, так сказать, социального ин­ стинкта многие медсестры (равно как и врачи) отдают предпочтение пациентам с определенным материальным или социальным положени­ ем ведь «заботу о пациентах нельзя проконтролировать». Наибольшее значение с точки зрения практики сестринского дела, сестринского ухода за больными имеет следующая норма статьи 4 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy