8
Г.Ф. Гегель (1770–1831).
В основе истории – Единое начало,
Абсолютная идея, которая в ходе саморазвития проходит разные
этапы, создает природу, общество и, наконец, – мораль, науку, религию,
право, государство. На этом заканчивается саморазвитие Абсолютной
идеи и истории. Гегель как философ-идеалист в основе истории видит
саморазвитие Духа, создающего материальный мир. Кроме того,
он делит народы на «исторические» и «неисторические».
К. Маркс (1818–1883).
Начинал как гегельянец, во многом воспри-
нял логику мышления Гегеля, но перевернул его теорию наоборот.
В основе развития истории – не духовное, а материальное начало, эконо-
мические отношения, способ производства. Ввел понятие
обществен-
но-экономическая формация
. Исторический процесс есть смена фор-
маций. Всего их пять :
первобытное общество, рабовладение, фео-
дализм, капитализм, коммунизм.
Материальное производство (базис)
определяет надстройку, т. е. формы общества, государства, культуры,
религии и т. д.
Формационная теория К. Маркса имеет сильные и слабые стороны.
Сильные:
К. Маркс одним из первых обратил внимание на роль
материального фактора в истории.
Недостатки:
однолинейность
в понимании развития общества, претензии на универсальность
формационной схемы, недооценка духовного фактора. Вскоре стало
ясно, чтомногие регионымира, прежде всегонеевропейские, не уклады-
ваются в эту схему. Теория Маркса утопична. Конечной целью истории
он провозглашает коммунизм, но что будет после него – не ясно, история
на этом заканчивается. Не подтверждается фактами также абсолютиза-
ция революционного насилия как главного способа развития общества.
Однако уже во второй половине XIX в. появляются теории альтер-
нативные линейным схемам, а именно – идея
циклического развития.
Одним из первых начал развивать ее русский ученый
Н.Я. Да-
нилевский (1822–1885).
Свои взгляды он изложил в книге
«Россия
и Европа»
(1869). Базовое понятие его концепции –
«культурно-исто-
рический тип» –
определенный этнос или группа родственных этно-
сов, с собственным языком, культурой, религией, социальными отно-
шениями и политическим устройством. Культурно-исторические типы,
подобно биологическим видам, проходят стадии зарождения, взросле-
ния, созревания, одряхления и гибели. Они обособлены друг от друга,