Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 84 Next Page
Page Background

8

Г.Ф. Гегель (1770–1831).

В основе истории – Единое начало,

Абсолютная идея, которая в ходе саморазвития проходит разные

этапы, создает природу, общество и, наконец, – мораль, науку, религию,

право, государство. На этом заканчивается саморазвитие Абсолютной

идеи и истории. Гегель как философ-идеалист в основе истории видит

саморазвитие Духа, создающего материальный мир. Кроме того,

он делит народы на «исторические» и «неисторические».

К. Маркс (1818–1883).

Начинал как гегельянец, во многом воспри-

нял логику мышления Гегеля, но перевернул его теорию наоборот.

В основе развития истории – не духовное, а материальное начало, эконо-

мические отношения, способ производства. Ввел понятие

обществен-

но-экономическая формация

. Исторический процесс есть смена фор-

маций. Всего их пять :

первобытное общество, рабовладение, фео-

дализм, капитализм, коммунизм.

Материальное производство (базис)

определяет надстройку, т. е. формы общества, государства, культуры,

религии и т. д.

Формационная теория К. Маркса имеет сильные и слабые стороны.

Сильные:

К. Маркс одним из первых обратил внимание на роль

материального фактора в истории.

Недостатки:

однолинейность

в понимании развития общества, претензии на универсальность

формационной схемы, недооценка духовного фактора. Вскоре стало

ясно, чтомногие регионымира, прежде всегонеевропейские, не уклады-

ваются в эту схему. Теория Маркса утопична. Конечной целью истории

он провозглашает коммунизм, но что будет после него – не ясно, история

на этом заканчивается. Не подтверждается фактами также абсолютиза-

ция революционного насилия как главного способа развития общества.

Однако уже во второй половине XIX в. появляются теории альтер-

нативные линейным схемам, а именно – идея

циклического развития.

Одним из первых начал развивать ее русский ученый

Н.Я. Да-

нилевский (1822–1885).

Свои взгляды он изложил в книге

«Россия

и Европа»

(1869). Базовое понятие его концепции –

«культурно-исто-

рический тип» –

определенный этнос или группа родственных этно-

сов, с собственным языком, культурой, религией, социальными отно-

шениями и политическим устройством. Культурно-исторические типы,

подобно биологическим видам, проходят стадии зарождения, взросле-

ния, созревания, одряхления и гибели. Они обособлены друг от друга,