Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 84 Next Page
Page Background

9

как и живые организмы, находятся в непрерывной борьбе друг с другом

и с окружающей средой. История движется через последовательную

смену культурно-исторических типов, одряхлевшие вытесняются более

молодыми. Данилевский выделяет 10 таких типов: египетский, китай-

ский, ассирийско-вавилонско-финикийский или древнесемитский,

индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский

или аравийский, германо-романский. Одной из положительных черт

теории Данилевского является отрицание европоцентризма.

Сходные идеи, независимо от Данилевского, развивал немецкий

историк

О. Шпенглер (1880–1936)

в знаменитой книге

«Закат Европы»

(

Der Untergang des Abendlandes

. 1918). В основе истории – круговорот

культурных организмов,

которые проходят те же стадии, что и биологи-

ческий организм (зарождение – гибель). Срок существования культур-

ных организмов примерно одинаков – около 1000 лет. Каждая

культура неповторима и замкнута, отличается от всех прочих, сущность

её составляет

религия

. Но все они равноценны. Выделяет 8 культур:

египетская, вавилонская, индийская, китайская, античная, византий-

ско-арабская, западноевропейская, культура майя.

Шпенглер, как и Данилевский, не называет эти культуры цивили-

зациями, более того, у него негативное отношение к самому термину

«цивилизация». Он обозначает так последнюю стадию развития куль-

туры, когда духовные ценности уступают место материальным, что

приводит культуру к гибели (отсюда и название его книги).

Однако по сути теории Данилевского и Шпенглера являются приме-

рами

цивилизационного подхода

к изучению истории. При таком подхо-

де основной структурной единицей исторического процесса считается

цивилизация

– целостная общественная система, включающая в себя

различные элементы (экономика, социальные отношения, политиче-

ская организация, культура, религия и т. д.), которые согласованы

друг с другом и тесно взаимосвязаны. Эти элементы своеобразны для

каждой цивилизации и имеют устойчивый характер.

В современной исторической науке цивилизационный подход яв-

ляется одним из самых распространенных и популярных (хотя и не

единственным). Он сформировался как реакция на упрощенность, про-

грессизм, европоцентризм линейных теорий, прежде всего – на форма-

ционную теорию Маркса.