Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 84 Next Page
Page Background

10

Одним из первых стал использовать категорию «цивилизация»

английский историк

А. Тойнби (1889–1975).

Он во многом повторяет

идеи Данилевского и Шпенглера, но дает им своеобразную интерпре-

тацию. Тойнби создал фундаментальный труд

«Постижение истории»

(

A Study of History

: в 12 т.). По его мнению, существуют локальные рав-

ноправные цивилизации (максимально насчитывал их 21). Происходит

их круговорот

– «культурно-исторические круги», «цивилизационные

круги».

Одна цивилизация сменяет другую. Но в основе этого дви-

жения – диалог человечества с Вселенским Разумом, Божественным

законом –

Логосом.

Развитие цивилизаций Тойнби раскрывает через

концепцию

«Вызов – Ответ».

Для цивилизации «Вызовом» может

быть любое крупное потрясение, природное или общественное, – сти-

хийное бедствие, война, нашествие иноземцев и т. д. В зависимости

от того, как цивилизация ответит на «Вызов», определяется ее жиз-

неспособность, т. е. главное – то, как она преобразует внешние воз-

действия во внутренние импульсы развития. Каждое общество прохо-

дит стадии роста, расцвета и упадка (тоже биологизаторский подход).

Средняя продолжительность существования цивилизации – примерно

1000 лет. Отчасти Тойнби преодолевает разорванность циклическо-

го подхода (обособление одной цивилизации от другой) тем, что вся

история у него оказывается диалогом человечества с Вселенским

Разумом, который, по сути, является лишь иным обозначением Бога.

В результате Тойнби в некотором смысле возвращается к христианско-

му пониманию истории.

Цивилизационной теории близка концепция

Л.Н. Гумилева

(1912–1992

) – отечественного географа, этнографа, историка, сына поэ-

тов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. История для Гумилева – это

исто-

рия этносов

. Их возникновение он считает результатом

мутагенеза,

т. е.

изменений, мутации, в генофонде определенного количества людей под

воздействием каких-либо внешних факторов. (Гумилев не поясняет,

в результате каких именно, но часто говорит о космических влияниях).

Такие люди приобретают повышенную тягу к действию (войны,

походы, географические открытия, строительство грандиозных соо-

ружений и т. п.). Подобных людей он назвал

пассионариями

.

Таким

образом, любой этнос возникает в результате

пассионарного толчка

,

когда большинство людей, его составляющих, обладают избыточной