10
Одним из первых стал использовать категорию «цивилизация»
английский историк
А. Тойнби (1889–1975).
Он во многом повторяет
идеи Данилевского и Шпенглера, но дает им своеобразную интерпре-
тацию. Тойнби создал фундаментальный труд
«Постижение истории»
(
A Study of History
: в 12 т.). По его мнению, существуют локальные рав-
ноправные цивилизации (максимально насчитывал их 21). Происходит
их круговорот
– «культурно-исторические круги», «цивилизационные
круги».
Одна цивилизация сменяет другую. Но в основе этого дви-
жения – диалог человечества с Вселенским Разумом, Божественным
законом –
Логосом.
Развитие цивилизаций Тойнби раскрывает через
концепцию
«Вызов – Ответ».
Для цивилизации «Вызовом» может
быть любое крупное потрясение, природное или общественное, – сти-
хийное бедствие, война, нашествие иноземцев и т. д. В зависимости
от того, как цивилизация ответит на «Вызов», определяется ее жиз-
неспособность, т. е. главное – то, как она преобразует внешние воз-
действия во внутренние импульсы развития. Каждое общество прохо-
дит стадии роста, расцвета и упадка (тоже биологизаторский подход).
Средняя продолжительность существования цивилизации – примерно
1000 лет. Отчасти Тойнби преодолевает разорванность циклическо-
го подхода (обособление одной цивилизации от другой) тем, что вся
история у него оказывается диалогом человечества с Вселенским
Разумом, который, по сути, является лишь иным обозначением Бога.
В результате Тойнби в некотором смысле возвращается к христианско-
му пониманию истории.
Цивилизационной теории близка концепция
Л.Н. Гумилева
(1912–1992
) – отечественного географа, этнографа, историка, сына поэ-
тов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. История для Гумилева – это
исто-
рия этносов
. Их возникновение он считает результатом
мутагенеза,
т. е.
изменений, мутации, в генофонде определенного количества людей под
воздействием каких-либо внешних факторов. (Гумилев не поясняет,
в результате каких именно, но часто говорит о космических влияниях).
Такие люди приобретают повышенную тягу к действию (войны,
походы, географические открытия, строительство грандиозных соо-
ружений и т. п.). Подобных людей он назвал
пассионариями
.
Таким
образом, любой этнос возникает в результате
пассионарного толчка
,
когда большинство людей, его составляющих, обладают избыточной