11
жизненной энергей. Однако ее количество не остается неизменным.
Этнос, возникнув, проходит ряд фаз развития, подобных разным
возрастам человека: пассионарный подъем, надлом, инерционная
фаза, и, наконец, постепенное угасание. Упадок этноса начинается
тогда, когда большинство в нем составляют
субпассионарии
, т. е. люди
с пониженной жизненной энергией. Соответственно существуют
«молодые» и «старые» этносы. Средняя продолжительность жизни
этноса – около 1500 лет. Периодически возникают
суперэтносы
(напр.,
Византия). Россия, по Гумилеву, возглавляет евразийский супер-
этнос, которому традиционно противостояли: на западе – католи-
ческая Европа, на Дальнем Востоке – Китай, на юге – мусульман-
ский мир. Русский этнос – молодой, находится в стадии пассионарно-
го подъема. Несмотря на множество интересных наблюдений, теории
Гумилева также присущ откровенный биологизм.
Итак, общие черты
цивилизационного подхода
в изучении истории:
1. Цикличность исторического процесса; не существует прямоли-
нейной универсальной схемы мировой истории. История – это
круго-
ворот
локальных, сменяющих друг друга, цивилизаций.
2. Предполагается многовариантность исторического процесса:
различные цивилизации в разные периоды своей истории переживают
не только прогресс, но и упадок. История понимается как открытая си-
стема, в которой возможно возникновение в будущем любого количе-
ства новых типов общества.
3. Большое внимание уделяется духовным факторам (религия, фи-
лософия, литература, искусство и т.д.). Ключевые понятия:
менталь-
ность, менталитет
– устойчивые, глубинные структуры сознания,
присущие данной цивилизации. Но в целом и материальные, и духовные
факторы развития общества считаются равноправными; только
их совокупность придает каждой цивилизации неповторимый характер.
К
слабым сторонам
цивилизационной концепции можно отнести:
• чрезмерное обособление одной цивилизации от другой, что зату-
шевывает общие черты мировой истории и культуры (противополож-
ная крайность в сравнении с линейными теориями);
• неясность критериев выделения того или иного типа цивилизации;
• биологизм – механическое перенесение биологических законов на
историю общества.