Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 84 Next Page
Page Background

11

жизненной энергей. Однако ее количество не остается неизменным.

Этнос, возникнув, проходит ряд фаз развития, подобных разным

возрастам человека: пассионарный подъем, надлом, инерционная

фаза, и, наконец, постепенное угасание. Упадок этноса начинается

тогда, когда большинство в нем составляют

субпассионарии

, т. е. люди

с пониженной жизненной энергией. Соответственно существуют

«молодые» и «старые» этносы. Средняя продолжительность жизни

этноса – около 1500 лет. Периодически возникают

суперэтносы

(напр.,

Византия). Россия, по Гумилеву, возглавляет евразийский супер-

этнос, которому традиционно противостояли: на западе – католи-

ческая Европа, на Дальнем Востоке – Китай, на юге – мусульман-

ский мир. Русский этнос – молодой, находится в стадии пассионарно-

го подъема. Несмотря на множество интересных наблюдений, теории

Гумилева также присущ откровенный биологизм.

Итак, общие черты

цивилизационного подхода

в изучении истории:

1. Цикличность исторического процесса; не существует прямоли-

нейной универсальной схемы мировой истории. История – это

круго-

ворот

локальных, сменяющих друг друга, цивилизаций.

2. Предполагается многовариантность исторического процесса:

различные цивилизации в разные периоды своей истории переживают

не только прогресс, но и упадок. История понимается как открытая си-

стема, в которой возможно возникновение в будущем любого количе-

ства новых типов общества.

3. Большое внимание уделяется духовным факторам (религия, фи-

лософия, литература, искусство и т.д.). Ключевые понятия:

менталь-

ность, менталитет

– устойчивые, глубинные структуры сознания,

присущие данной цивилизации. Но в целом и материальные, и духовные

факторы развития общества считаются равноправными; только

их совокупность придает каждой цивилизации неповторимый характер.

К

слабым сторонам

цивилизационной концепции можно отнести:

• чрезмерное обособление одной цивилизации от другой, что зату-

шевывает общие черты мировой истории и культуры (противополож-

ная крайность в сравнении с линейными теориями);

• неясность критериев выделения того или иного типа цивилизации;

• биологизм – механическое перенесение биологических законов на

историю общества.