Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 84 Next Page
Page Background

12

В настоящее время предпринимаются попытки создания синтетиче-

ских теорий, объединяющих рациональные положения формационно-

го и цивилизационного подходов к изучению истории.

3. Восток – Запад: особенности цивилизационного развития

.

Для понимания исторического пути России большое значение имеет

знакомство с особенностями крупнейших мировых цивилизаций –

западной (европейской)

и

восточной.

Основными ценностями

восточной цивилизации

являются

тради-

ционализм, корпоративность (коллективизм) сознания и всей трудовой

и общественной жизни, религиозность.

Восточная цивилизация разви-

валась на основе

государственной формы собственности

на главное

богатство – землю, отсюда – неразвитость частной собственности,

гражданских, правовых, демократических институтов. Утверждается

этатизм

– преобладание государственных интересов над обществен-

ными и личными.

Колыбелью

западной цивилизации

является античность. Наследием

Древней Греции стали философия, наука, демократия, Древнего Рима –

политика, право. В античную эпоху сформировалось особое отношение

к частной собственности как к неприкосновенному праву каждого гра-

жданина. На этих началах сформировалась современная европей-ская

цивилизация с присущими ей чертами –

динамичное прогрессивное

развитие, правовое государство, гражданское общество, приоритет

интересов личности над интересами государства.

4. Место России в мировой истории

. Каковы же основные особен-

ности исторического развития России и ее роль в мировой истории?

Этот вопрос волновал русскую общественную мысль, начиная с XIX в.

П.Я. Чаадаев (1794

1856)

в своих «Философических письмах»

размышляет об отставании России от Запада и связывает его с при-

нятием православия от Византии, в то время как Европа избрала про-

грессивный, католический вариант христианства. Так зародилась

«рус-

ская идея»,

продолженная писателями, публицистами, историками.

В 30–40-е гг. XIX в. оформились два направления в русской обществен-

ной мысли –

западничество и славянофильство.

Западники

(В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Т.Н. Гра-

новский и др.) утверждали, что Россия имеет общий путь развития с

Европой, но, поскольку отстает от нее, то главная задача – догнать, за-