Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 84 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 84 Next Page
Page Background

13

вершить

европеизацию

, начатую Петром I. Либералы второй половины

XIX в. выступали за утверждение в России западных ценностей – част-

ной собственности, парламентаризма, политических прав и свобод.

Славянофилы

(А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С.

и И.С. Аксаковы), напротив, считали, что российская цивилизация

самобытна

, ее уникальные ценности – православие, общинный кол-

лективизм, патриархальность. Славянофильские идеи лежали в основе

консерватизма правящих кругов. Министр просвещения при Николае I

граф C.С. Уваров разработал теорию

«официальной народности»

, суть

которой составляли три принципа –

«самодержавие, православие, на-

родность»

, – призванные укреплять единение царя и народа.

«Русскую идею»,

т .е. особенности развития России, ее роль в миро-

вой истории, пытались определить

народники, марксисты, евразийцы

,

другие мыслители и политики различного толка. Все они преследовали

свои цели, которые не всегда совпадали с интересами России.

Какие же существуют

современные подходы

к оценке российской

цивилизации?

Россия занимает

евразийское положение

. С одной стороны, это

предопределило разнообразие культурно-исторических влияний,

с другой –

размытость собственной цивилизационной основы.

Россия

являлась буфером между Востоком и Западом, но, одновременно,

и мостом между ними.

Замедленный темп развития в сравнении с Западом, развитие

по

догоняющему пути

– по разным причинам (большая территория,

иноземные вторжения и т .п.). Россия, наряду с некоторыми другими

странами (Япония, Турция), входит

во второй эшелон

модернизации.

Модернизация – процесс перехода от традиционалистского общества

к современному, от аграрного к индустриальному.

Даже в современной

России сохраняется много черт традиционалистского общества – боль-

шая доля ручного труда, неразвитость частной собственности, привер-

женность значительной части населения не индивидуалистическим,

а коллективистским, корпоративным ценностям и т .п.

Чрезмерная роль государства. Неразвитость политической демокра-

тии, отсутствие прочных традиций защиты прав и свобод личности.

В России до сих пор не сформировалось

гражданское общество

. С дру-