13
вершить
европеизацию
, начатую Петром I. Либералы второй половины
XIX в. выступали за утверждение в России западных ценностей – част-
ной собственности, парламентаризма, политических прав и свобод.
Славянофилы
(А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С.
и И.С. Аксаковы), напротив, считали, что российская цивилизация
самобытна
, ее уникальные ценности – православие, общинный кол-
лективизм, патриархальность. Славянофильские идеи лежали в основе
консерватизма правящих кругов. Министр просвещения при Николае I
граф C.С. Уваров разработал теорию
«официальной народности»
, суть
которой составляли три принципа –
«самодержавие, православие, на-
родность»
, – призванные укреплять единение царя и народа.
«Русскую идею»,
т .е. особенности развития России, ее роль в миро-
вой истории, пытались определить
народники, марксисты, евразийцы
,
другие мыслители и политики различного толка. Все они преследовали
свои цели, которые не всегда совпадали с интересами России.
Какие же существуют
современные подходы
к оценке российской
цивилизации?
Россия занимает
евразийское положение
. С одной стороны, это
предопределило разнообразие культурно-исторических влияний,
с другой –
размытость собственной цивилизационной основы.
Россия
являлась буфером между Востоком и Западом, но, одновременно,
и мостом между ними.
Замедленный темп развития в сравнении с Западом, развитие
по
догоняющему пути
– по разным причинам (большая территория,
иноземные вторжения и т .п.). Россия, наряду с некоторыми другими
странами (Япония, Турция), входит
во второй эшелон
модернизации.
Модернизация – процесс перехода от традиционалистского общества
к современному, от аграрного к индустриальному.
Даже в современной
России сохраняется много черт традиционалистского общества – боль-
шая доля ручного труда, неразвитость частной собственности, привер-
женность значительной части населения не индивидуалистическим,
а коллективистским, корпоративным ценностям и т .п.
Чрезмерная роль государства. Неразвитость политической демокра-
тии, отсутствие прочных традиций защиты прав и свобод личности.
В России до сих пор не сформировалось
гражданское общество
. С дру-