гой стороны, сильное государство на протяжении долгого времени по-
зволяло осваивать огромные территории, объединять многие народы.
В целом для России всегда была характерна
цивилизационная не-
однородность.
Многонациональность страны, многообразие языков,
культур, религий, с одной стороны, обогащали общероссийскую куль-
туру, с другой – создавали центробежные тенденции, опасность рас-
пада страны. Кроме того, российское общество можно охарактеризо-
вать как
дрейфующее,
которое в разные исторические периоды меняло
вектор своего цивилизационного развития.
Так, Киевская Русь была в основном цивилизацией западного типа.
После монгольского завоевания и вплоть до реформ Петра I «Русь –Рос-
сия» соответствовала вбольшейстепенивосточнойцивилизации.Петр I,
затем Александр II предприняли попытку поставить Россию на запад-
ный путь развития. Всего же в истории России можно выделить пять
крупных модернизаций, связанных с деятельностью: Петра I, Алек-
сандра II, П.А. Столыпина, большевиков, М.С. Горбачева и Б.Н. Ельци-
на. Однако «дрейф» в сторону Европы, как правило, сменялся возвра-
том к старым основам, реформы сменялись контрреформами. Между
тем, очевидно, что будущее России, может быть связано только с пере-
ходом к прогрессивному, поступательному варианту развития.