4
Тема 1
.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.
РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
1.История как наука.
2.Основные теории исторического познания: «формация» и «цивилизация».
3.Восток – Запад: особенности цивилизационного развития.
4.Место России в мировой истории.
1. История как наука.
История
– коллективная память людей
о прошлом. Как правило, все разделы человеческого знания включают
исторический аспект – история медицины, науки и техники, музыки,
театра и т.д. Каждый человек имеет собственную, личную историю –
биографию.
Предметом
истории как науки в ее классическом понимании
является
человеческое общество, законы его развития.
Задача курса
«История Отечества» – изучение становления и развития российского
общества и государства с древнейших времен и до наших дней.
История как гуманитарная наука занимает важное место в системе
наук, изучаемых в высшей школе, и выполняет определенные
функции
:
• познавательная
функция реализует основную научную задачу
истории – выявление закономерностей исторического развития;
• воспитательная
– направлена на формирование гражданских,
нравственных ценностей и качеств;
• прогностическая
– предвидение будущего в развитии общества;
• практически-рекомендательная
помогает действующей власти
вырабатывать научно обоснованный политический курс;
• функция
социальной памяти
проявляется как способ идентифика-
ции и ориентации общества и личности.
Существуют разные
уровни и способы
понимания и осмысления
исторической действительности.
Обыденный
– сам человек лично, субъективно оценивает событие,
с которым непосредственно столкнулся, через призму собственного
опыта, особенностей своей психологии и т .д. Это дилетантский, не-
профессиональный подход, чаще всего он относится к современной
истории и соответствует уровнюобыденного сознания в целом. Каждый
человек имеет на него право, но опасность состоит в том, что можно
стать объектом манипуляций со стороны различных политических сил.